Карта блога

Translate

Поиск по этому блогу

понедельник, 30 июня 2014 г.

Символика свиньи


Воспринимаемое у нас прежде всего как символ нечистоплотности, это животное в древних культурах часто было символом плодородия и благосостояния. На Мальте есть неолитическое изображение кормящей свиноматки с тринадцатью поросятами, северогерманская богиня Фрейя имела прозвище «свинья»; у кельтов «Старая Белая» Керидвен являлась богиней-свиньей, а у героя Мананнана свинья была атрибутом. В греческих мистериях свинья воспринималась как священное жертвенное животное богини Деметры. На одном из Канарских островов Гиерро у аборигенов доиспанского периода свинья служила посредником между ними и богом, когда его молили о дожде. В Древнем Китае свинья была последним знаком в цикле из 12 животных и символизировала «мужскую силу». В Древнем Египте свинья, пожирающая своих поросят, была символом богини неба Нут, дети которой — звезды — утром исчезали, а вечером рождались снова. Поэтому существовали амулеты в виде свиньи, хотя обычно это животное относилось к свите убийцы Осириса Сету (Сутеху). Ее использовали в пищу и держали в качестве домашнего животного, она считалась нечистой — хотя явно и не так последовательно, как у евреев или в исламе.



В качестве причины этого явления приводится трихиноз, но, вероятно, речь идет о сознательном отличии от «языческих» народов, у которых свинья символизировала плодородие и богатство, охотно приносилась в жертву и поедалась. В христианском образном мире часто встречается изгнание Иисусом демонов из одержимых в стадо свиней, которые после этого падают в море. Свинья является символом обжорства и невежества, а также карикатурой на иудаизм («синагога» часто изображается верхом на свинье).

В позитивном смысле свинья была атрибутом отшельника св. Антония из Комы, т. к. ее сало считалось лечебным средством от гангрены («антонов огонь»). Образ этого животного как современного символа счастья (например, на Новый год) предположительно связан со старым обычаем на соревнованиях, например, по стрельбе, занявшему последнее место вручать в качестве приза свинью, чтобы посмеяться и утешить: «Тот, кто хочет стрелять и промахивается, тот уносит домой в кармане свинью» (чтобы спрятать ее). У дикого кабана как у символа другое содержание. Психоаналитик Э. Аеппли указывает на то, что анатомия свиньи больше похожа на человеческую, чем у других млекопитающих. Считается счастливым знаком, если приснится это животное. «Свинья, как показывает один только взгляд, брошенный в свиной хлев с поросятами, доказывает что она является счастливой и прилежной матерью всего сущего на низшей ступени, тяжелая, окруженная целым стадом... Свет ее спокойного материнства еще сейчас лежит на этом животном во сне...»

Дохристианская высокая оценка этого домашнего животного, которое является противоположным большинству аспектов христианской иконографии, становится без труда понятной с учетом этого высказывания, основывающегося на богатом психотерапевтическом опыте.

***
Вепрь, кабан, свинья, во многих мифологиях символ боевой мощи и плодородия. В гомеровском и древнегерманском эпосе имеется описание боевого знака - «головы Вепря» на шлеме воина; этот знак известен также по микенским, римским, древнегерманским археологическим памятникам. У германцев сохранялось предание о происхождении племени от двух братьев. одного из которых звали Вепрь (Ibor, ср. др.-исл. io:furr, «вепрь», «князь», «бог»). В древнехеттских текстах Вепрь (кабан или свинья тростников) упоминается в качестве одного из «животных бога» (?iunas huitar).

В гомеровском эпосе встречается мотив превращения бога (старца) в Вепря. Охота на кабанов предстаёт как занятие богов в японской мифологии. В индоиранской мифологии распространён сюжет о поражении героем (Тритой, Траэтаоной) демона в образе кабана. В мифологии балтийских славян огромный Вепрь, сверкая белыми клыками, показывается из вод моря всякий раз, когда беда грозит священному городу Ретра. У кельтов, почитавших вепря как священное животное, существовал миф о валлийском царе, превращённом богами за грехи в вепря. Мотив превращения людей в вепрей или свиней за их грехи и проступки известен также в греческой, хеттской и других мифологиях. Типологически сходное мифологическое повествование о происхождении диких свиней, считавшихся наиболее опасными животными, известно у группы индейских племён Южной Америки: в одних мифах в диких свиней превращаются жители селения, обидевшие сына (или воспитанника) бога или культурного героя (Тупана у племени тенетахара, Карусакаибе у мундуруку, Ооимбре у каяпо), в других - мужчины, не приносящие своим жёнам добычи после рыбной ловли или мешающие им добывать рыбу с помощью выдр. Ср. также евангельский рассказ о бесах, изгнанных из бесноватого человека и посланных в стадо свиней (Матф. 8, 28-33; 2-16; Лука 8, 27-33).

Дикий кабан, он же вепрь ¬ зверь очень серьезный. Охота на вепря ¬ смертельно опасная иrра, поскольку дикий кабан отличается чудовищной силой, звериной яростью, поразительной живучестью и всеrда сражается до конца. Эти качества лесного бойца во все времена вызывали у человека смешанное чувство страха и восхищения, и только бесстрашные rерои моrли позволить себе вступить в единоборство с диким вепрем, олицетворявшем у древних свирепую ярость, разрушительную силу, наглую агрессию и отчаянную отвагу. К этой общей символике можно добавить и частную: в Японии белый вепрь являлся эмблемой ЛУНЫ, в Иране - знаком солнца, а у древних кельтов матерый кабан символизировал духовную власть жрецов-друидов.
Иное дело ¬ свинья. Среди братьев наших меньших практически невозможно отыскать другое столь же презираемое существо. Бедная хавронья издавна cдeлалась предметом язвительных насмешек и главным персонажем убийственных басен. В свинье люди почему¬то привыкли видеть все самое плохое, даже термин особый придумали ¬ «свинство». А кaкие выражения и сравнения? «Пьян как свинья», «грязный как свинья», «подложить свинью» И т.д. И т.п. Такое свинское отношение к невинному животному Haвеки заклеймило ero как средоточие вceвозможных пороков, более присущих, кстати, как раз человеку. Свинья, более по вине человека, нежели по своей собственной, является омерзительным символом физической и нравственной нечистоплотности, грубости, глупости, невежества, наглости, алчности, прожорливости, бесцеремонности и неблагодарности.

В мифологии языческих народов древности отношение к свинье совершенно иное, а для некоторых из них она была и вовсе символом самой Великой Maтeри. Древние кельты почитали ее под именем «седой старухи» Керидвен, а на Тибете величали Алмазной свиньей и Царицей небес. В культе греческой богини Дeметры свинья отвечала за плодородие. В дни тесмофорий, религиозных празднеств в честь Деметры, Свиней приносили в жертву, чтобы обеспечить хороший ypoжай зерновых.
Дикий свирепый вепрь - спутник многих грозных богов войны и власти: греческоrо Ареса, римскоrо Марса, гepманскoro Водана, скандинавскоrо Одина, японскоrо Хатимана. Другие боги сами принимали облик Дикоrо кабана: египетский Сет, галльский боr - покровитель охоты Моккус, индуистский Вишну и др. Повидимому, боrи справедливо считали образ вепря идеальным для боя и обращались к нему перед жестокой схвaткой с вparoм. Сет, перевоплотившись в черноrо вепря, вступил в поединок с могyщественным богом света Гором и выбил ему rлаз своим длинным острым клыком, а Вишну в образе вепря Вараха поднял на клыки землю, заполоненную демонами.

В мифологии прославляются подвиги отважных repoeB, сумевших одержать победу в схватке с диким вепрем. Геракл по заданию царя Эврисфея выступил против гигантскоrо кабана, обитавшеrо на Эриманфской rope и наводившего ужас на окрестности города Псофиса (5¬й подвиг Геракла). Прекрасно зная повадки свирепоrо зверя, Геракл загнал ero в глубокий cнeг. Страшный кабан лишился возможности маневра и вскоре окончательно увяз в cнery. Герой связал кабана и живым доставил eгo в Микены. Вид чудовищноrо вепря был так ужасен, что царь Эврисфей в страхе спрятался в большой бронзовый сосуд.

В мировых религиях наши герои подверглись безжалостному развенчанию. В христианстве кабан стал символом тирании и беззакония, а свинья - грязным воплощением похоти. Презрение к последней звучит даже в словах самoro Христа, не советовавшеrо «метать бисер перед свиньями», так как грубая и невежественная хавронья не способна оценить ни физическую, ни нравственную красоту.

В иудаизме и исламе существует строжайшее табу на употребление в пищу свинины, а мусульманам категорически запрещено даже касаться нечистоrо животнoro.

В буддизме свинья - один из главных виновников человеческих страданий, олицетворение невежества и алчности, приковывающее человека к вечно вращающемуся дурному колесу сансары.

В изобразительном искусстве Peнecсанса кабан или свинья, выражавшие символику похоти и разврата, являются атрибутами персонифицированноrо Распутства. Аллегорическая фиrура Целомудрия с презрением попирает вепря ногами.

В западноевропейской геральдике эмблема вепря знаменовала воинскую доблесть, свирепую ярость и беззаветную отвагу. Белый вепрь был изображен в гербе мрачноrо шекспировскоrо злодея, историческоrо Ричарда III. В своей последней битве при Босворте (1485) Ричард глостерский сражался словно разъяренный вепрь, сошедший с ero гepба. Окруженный врагами со всех сторон, Ричард, подобно дикому кабану, обложенному сворой охотничьих собак, мужественно отбивался до тех пор, пока не скончался на месте от множества полученных ранений.

Другим ярким представителем eвpoпейскоrо рыцарства, чей гeрб был отмечен эмблемой вепря, является нидерландский дворянин Гийом де Ла Марк по прозвищу Арденнский Вепрь (1446-1485). Всю свою жизнь он провел в яростной борьбе за епископский престол в Льеже, некогда принадлежавший ero предкам. Потерпев на этом поприще ряд неудач, де Ла Марк обосновался в Арденнском лесу. Своими разбойничьими набегами Арденнский Вепрь долгое время наводил ужас на окpeстности. В 1482 rоду, при очередной попытке овладеть Льежем, он был разбит войсками гepманскoro императора Максимилиана и бежал вглубь Нидерландов. В 1485 rоду рыцарь-разбойник де Ла Марк был схвачен и по приказу императора казнен.

В российской геральдике эмблема Kaбана использовалась редко и только в кaчестве «говорящей»

В военном деле «свиньей» русские называли излюбленный тевтонскими и ливонскими рыцарями способ боевого построения в виде клина. Узкий передний ряд этоrо клина, состоявший из Heскольких тяжеловооруженных рыцарей, напоминал русским ратникам тупой пятачок свиньи, а последующие расширяющиеся ряды - ее наглое рыло. Натиск немецкой железной «свиньи» был страшен: разорвав войско противника пополам, крестоносцы затем добивали ero по частям. Обычно такая тактика неизменно приносила немцам успех, но замечательный русский полководец Александр Невский, хорошо с ней знакомый, сумел поймать немецкую «свинью» В смертельный капкан на льду Чудскоrо озера ( 1242).

***
Умная свинья издавна обременена негативным символическим значением нечистоплотности, невежества и алчности. В античном мире, однако, свиноматка воспринималась как символ плодородия - это священное животное Исиды в Египте, богини земледелия Цереры в Греции и Деметры в Риме. Среди американских индейцев свинья воспринимается как подательница дождя, который оплодотворяет землю. У кельтов свинья была связана одновременно с богиней-свиноматкой Керидвен, «Белой старухой», и лунарной богиней плодородия Феа; и она вскармливала богов. Для индусов свиноматка олицетворяет женский аспект Вишну - Ваджраварахи. Черная свинья, напротив, существо зловещее; в Древнем Египте - священное животное Сета. В буддизме свинья помещается в центр колеса существования и олицетворяет неведение - одну из трех иллюзий, которые мешают человеку достичь нирваны. Поскольку в иудаизме и исламе свинья считается нечистым животным, евреям и мусульманам запрещается есть свинину. Христиане видят в ней низменное, грубое существо, символ плотских грехов, особенно чревоугодия; свинья может отождествляться с Сатаной из-за «меток дьявола» на передних ногах. Свинья - двенадцатый знак китайского зодиака, который служит олицетворением честности. Родственником свиньи является кабан (вепрь), который для греков, кельтов и японцев воплощал в себе позитивные черты силы и свирепости. Индуистские боги Рудра и Вишну - небесные вепри. В западной традиции, однако, кабан (вепрь) может также означать брутальность и похоть, смертный грех. В этом контексте он изображается попираемым персонификацией целомудрия.

Кабан и свинья
Кабан выступает и как лунный, и как солярный символ. Будучи олицетворением солнца, кабан связывается с мужским началом в его крайних проявлениях: агрессивностью, отвагой, воинственностью, кровожадностью, невоздержанностью, обжорством, безнравственностью, распутством. Белая свинья считалась лунным животным и ассоциировалась с женским началом, плодородием. Для кельтов символика кабана была наполнена позитивным значением. Кабан считался воплощением мужественности, самоотверженности и отваги. Скандинавы наделяли кабана магическими способностями, а для того, чтобы он оберегал воинов на поле боя, они надевали шлемы с изображением этого животного, маски кабана. Воин, использующий специальный кабаний шлем или маску, переходил под опеку богини Фрейи. В могилу умершему человеку клали кабанье мясо, поскольку считалось, что именно оно придаст ему сил по дороге в мир мертвых.
В греческой, хеттской и скандинавской мифологии широко распространен мотив превращения человека в вепря. Такое наказание грешники получают за свои проступки. У индейцев Южной Америки есть поверье, что кабаны — это превратившиеся в зверей люди, оскорбившие сына бога или героя.

Друиды ассоциировали вепря с воплощением духовной власти, в то время как его соперник, медведь, олицетворял светскую, военную власть. Вероятно, такая ассоциация возникла из-за того, что кабан живет в чаще леса, ведет там тайную уединенную жизнь, которая напоминает жизнь отшельника. Кроме того, кабаны питаются желудями, плодами священного дерева дуба, а также грибами трюфелями, которые, как считалось, появились от удара молнии.

Кабан — значимый символ в индийской мифологии, Брахманическая легенда повествует о том, как Вишну в облике кабана спас землю. Демон Хираньякша, непримиримый противник богов, утопил землю в океане. Вепрь Вараха убил демона и поднял землю из вод на своих клыках. Женское воплощение Варахи — алмазная свинья Варджаварахи, называется Царицей Небес. Индусы почитают ее как источник жизни и плодородия. В буддистской иконографии кабана помещают в центре колеса сансары как символ плотских грехов, страстей и невежества.

В христианстве символ вепря обретает негативные черты. Тут он ассоциируется с дикостью, необузданной слепой силой, жестокостью, похотливостью и чревоугодием. Его также связывают с дьяволом, темными силами. Один из эпизодов Евангелия повествует об изгнании бесов, которое совершил Христос. Однажды он встретил двоих бесноватых, которые настолько обезумели, что прятались в гробах. Бесы, сидящие в этих двоих несчастных, поняли, что Иисус изгонит их. Тогда они попросили послать их в стадо свиней, которое паслось неподалеку. Иисус позволил бесам выйти из одержимых и войти в свиней. Посте этого стадо бросилось с обрыва в море и погибло. У евреев и мусульман свинина — нечистая, запрещенная пища, Символика свиньи также связана с обжорством, похотливостью, неудержимой агрессией. Однако свинья выступает и как символ материнства, благополучия и богатства. Ее посвящали Великой матери, она воплощала, с одной стороны, плодовитость, а с другой — прожорливость и коварство верховного женского божества.

Кабаны древних германцев
У скандинавских богов Фрейра и Фрейи имелись священные вепри. Солнечного кабана Фрейра звали Гуллинбурстине, что переводится как «золотая щетина». Фрейя превратила в вепря Хильдисвини своего возлюбленного Отара, поэтому это животное считалось символом покровительства богини, как в воинских делах, так и в любовных. Воины Одина в Вальгалле каждый день съедали кабана Зехримнира, а за ночь его кости вновь обрастали мясом.

Охота на вепря
Победа героя над кабаном — распространенный мифологический мотив. Древние культы тесно связывали кабана с потусторонним миром. Считалось, что у правителя царства тьмы всегда в изобилии свинина, которой он кормит гостей. Кельты верили, что преследуемый кабан может привести своих охотников в царство мертвых. Римляне связывали кабана с богом Меркурием, проводником душ в мир мертвых.

Элевсинские мистерии
Древние греки проводили религиозные празднования в честь богини Деметры и ее дочери Персефоны в городе Элевсин в Аттике. Деметра является ипостасью Белой богини, символизирует женское плодородие, цветение, жизнь. Элевсинские мистерии проходят в сентябре, когда в течение девяти дней проводятся ритуальные чествования матери и дочери Обряды восходят к странствиям Деметры и поискам Персефоны, похищенной Аидом и заключенной в царство мертвых. Мистерии призваны обозначить духовное очищение, страдания матери и ее трагедию. В ходе мистерий Деметре, как богине плодородия, приносят в жертву свиней, ее священных животных.

Свинопасы
В древности люди, которые пасли домашний скот, были очень уважаемы среди своих соплеменников. Существовали отдельные «касты», профессиональные союзы свинопасов. Считалось, что свинопасы обладают тайной силой, позволяющей им налаживать контакт с животными. Божественные пастухи, властители и защитники животных наделялись способностью проникать в потусторонний мир.

Год Свиньи
Свинья покровительствует двенадцатому году китайского гороскопа. Этот знак символизирует стихию воды. Время года этого знака — осень, а направление — север. Люди, родившиеся в год Свиньи, услужливы, дружелюбны, порядочны и даже наивны. Основное достоинство этого знака — честность, готовность идти на компромисс. Этот год благоприятен для разрешения споров, деловой активности.

***

Кабан — Зверь Перунов

Силен медведь, люты волки и рыси, но наперед всего боялся охотник в лесу схватиться один на один с грозным вепрем-кабаном. Упрям и жесток этот хищник, а если разозлить его — то смерть от его клыков не заставит ждать. Неукротимость, воинственность кабана внушали уважение и этого зверя по праву посвятили Перуну — богу грозы и военной власти. В Днепре обнаружили дуб, в который было вставлено девять кабаньих челюстей, очевидно в ритуальных целях. Об этой связи говорит и пословица: ‘ На людях Илья — а дома свинья!’. Илья Пророк впитал многие черты Перуна. А свинья — многие черты кабана.

С древних пор кабан символизировал воинскую доблесть, но вместе с тем — и жадность, гордость, похотливость, попрание целомудрия. Отношение к их одомашненным родичам — свиньям также было противоречиво. С одной стороны, упитанная и плодовитая свинья — воплощение сытости, богатства и благополучия. В индоевропейской традиции свинья — символ роющего землю плуга, весеннего буйства природы.

Славяне подмечали таинственную древнюю связь между поведением свиней и приближением ненастья, ураганного ветра. Золотая щетина, приписываемая борову по легенде — это поэтический образ грозовой тучи, освещенной лучами летнего солнца. Острые зубы вепря — молнии, спадающие с темного тела тучи. Этот образ роднит кабана и свинью со многими грызунами — белками, зайцами, бобрами, крысами и мышами, также посвященными Перуну.
Несмотря на питательное свиное мясо и сало, склонность этих животных к грязи, неразборчивость в еде, упрямство и жадность, доставшиеся от диких собратьев, принесли им дурную славу. Часто свиньи относились к миру смерти и тьмы. У множества народов есть предания о превращении людей за чрезмерную похотливость и стремление к наживе в диких свиней. Одержимость свиней демонами — древняя мифологическая традиция, корни которой уходят в египетские сказки. Сет, обратившись в черную свинью, ослепил Гора и лишь сам Ра смог излечить его.

Пословицы и поговорки про свиней исполнены презрения и плохо прикрытого страха. У свиньи нет рогов и клыков, а кабы были… И злорадствуют люди над ними, до сих пор дрожа от древнего ужаса перед Перуновым зверем… Недаром белый цвет свиной шкуры сравнивают с холодными грязно-белыми облаками, закрывающими солнце в короткие зимние дни.
Время кабана — конец лета. Цвета — золотой, бурый. Время свиньи — начало зимы. Цвета — белый, серый

Пословицы и приметы:
- Была у свинки золотая шерстка, да в грязи завалялась, отняли.
- Где свинье на небо глядеть!
- Сердит да бессилен — свинье брат.
- Гусь свинье не товарищ.
- Не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами.
- На медведя идешь, соломки стели. На кабана идешь — гроб теши.
- Не пинай свинью — заболеешь.
- Свиньи хрюкают — к беде.
- Свинья чешется — к теплу, а визжит — к ненастью.
- Свинья сено ест — к голоду или к худому покосу.
- Свинья скажет борову, а боров — всему городу

Свинья в восточном гороскопе - мифы и легенды
В сознании большинства людей свинья является презираемым животным, его прочно связывают почти со всеми человеческими пороками. Однако так было не всегда и, тем более, не везде. Позитивное отношение к свиньям в большинстве древних мифов сильно контрастирует с их отрицательной символикой в позднейших мировых религиозных традициях.

Одомашнивание свиньи в мезолите освободило человека от жесткой зависимости от охоты, создало возможность оседлости, и поэтому в древнейших традициях она выступает как символ плодовитости и изобилия.

В древности Свинья ассоциируется с Великой Матерью и имеет лунную и небесную символику. Египетская богиня неба Нут иногда изображалась в виде свиньи, которая кормит поросят (звезды). Свинью также связывали с египетской богиней Исидой и с богинями материнства в Месопотамии, Скандинавии, в кельтских областях. В некоторых вариантах древнегреческого мифа о происхождении олимпийских богов младенец Зевс был выкормлен свиньей.

В античном мире свинья почиталась как священное животное богинь плодородия и земледелия — Исиды в Египте, Деметры в Греции и Цереры в Риме. В Древней Греции в дни Элевсинских мистерий, религиозных празднеств в честь богини плодородия и земледелия Деметры, свиней приносили в жертву, чтобы обеспечить хороший урожай.

Среди американских индейцев свинья тоже воспринимается как подательница дождя, который оплодотворяет землю. У кельтов свинья была связана одновременно с богиней-свиньей Керидвен («Белой старухой») и лунарной богиней плодородия Феа.

Дикий свирепый вепрь (кабан) — спутник грозных богов войны и власти: греческого Ареса, римского Марса, германского Бодана, скандинавского Одина, японского Хатимана. Некоторые боги сами иногда принимали облик дикого кабана: египетский Сет, галльский бог — покровитель охоты Моккус, индуистский Вишну и др. По-видимому, боги справедливо считали образ вепря идеальным для боя и обращались к нему перед жестокой схваткой с врагом. Многие кельтские племена почитали кабана; свинину приносили в жертву (это любимая пища богов и героев), мясо кабана ели только но время ритуалов, его клали в могилу вместе с мертвыми — как инструмент связи с потусторонним миром. Древние культы тесно связывали кабана с миром мертвых. Считалось, что у правителя царства тьмы всегда в изобилии свинина, которой он кормит гостей. Кельты верили, что преследуемый кабан может привести своих охотников в царство мертвых. Римляне также связывали кабана с богом Меркурием, проводником душ в подземный мир.

Победа героя над кабаном — распространенный мифологический мотив, например, 5-й подвиг Геракла состоит в его победе над гигантским диким вепрем, обитавшим на Эриманфской горе и наводившим ужас на окрестности города Псофиса.

В индуизме свинью также почитали как источник жизни и плодородия. Большое значение имеет свинья и в сакральной символике индуизма. Кабан — значимый символ в индийской мифологии, Вараха («Белый вепрь») —третья аватара Вишну. Брахманическая легенда повествует о том, как Вишну в облике кабана спас землю. Демон Хираньякша, неукротимый противник богов, утопил землю в океане. Вепрь Вараха убил демона в поединке, продолжавшемся 1000 лет, и поднял землю из вод на своих клыках. Женское воплощение Ва-рахи — Алмазная Свинья Варджаварахи, называется Царицей Небес. Для индусов ее олицетворяет свинья. В тантрической иконографии Ваджра-варахи изображается танцующей на простертом теле божества заблуждений. Справа от ее человеческой головы находится голова свиньи. Включение свиньи как персонификации заблуждений в иконографию богини означает, что, преодолевая свои ошибочные взгляды, человек должен не просто отсекать их от себя, но, напротив, — трансформировать в силу сострадания и чистого блага.

Негативное отношение к свинье впервые появляется в более позднее время в Древнем Египте. Злобный бог Сет, перевоплотившись в черного вепря, вступил в поединок с могущественным богом света Гором и выбил ему глаз своим длинным острым клыком. Вскоре после этого черного кабана стали воспринимать как олицетворение Сета. Постепенно свинопасы становятся кастой отверженных, их не пускают в храмы, и хотя египтяне держат свиней и употребляют их мясо в пищу, свинину никогда не подносят мертвым. Но, несмотря на это, в качестве символа плодовитости и неиссякаемого источника жизни свинья с поросятами и в наши дни является в Египте любимым амулетом, приносящим счастье и благополучие.

Дальнейшее развитие образа свиньи на пути к негативу можно проследить на примере отношения к ней в иудаизме. В иудаизме существует строжайшее табу на употребление в пищу свинины. Запрет иудейской религии на употребление в пищу мяса свиньи объясняется ее неразборчивостью в еде и, что более важно, из-за ассоциации с животной похотливостью. Но, более вероятно, что сыграло роль стремление отмежеваться таким образом от «языческих» народов, в окружении которых иудеи жили и у которых свинья была символом плодородия и богатства — там ее часто приносили в жертву и съедали. Негативное отношение к свинье восприняли от иудеев христиане и мусульмане: в христианской традиции свинья — низменное, грубое существо, символ плотских грехов, особенно чревоугодия, а мусульманам категорически запрещено не только употреблять свинину в пищу, но даже касаться нечистого животного.

В буддийской традиции свинья является одним из трех животных (наряду с петухом и змеей), олицетворяющих три причины, которые приводят к перерождению и привязывают человека к бесконечному кругу существования. В буддистской иконографии свинью помещают в центре колеса Сансары как символ невежества. Некоторая недалекость свиньи отражена и в легенде о животных 12-летнего цикла — ведь именно неповоротливая свинья пришла к Будде последней, когда он позвал всех животных, чтобы благословить их перед уходом из земного мира.

В Китае как всегда все наоборот. В Китае свинья — это благоприятное животное, поскольку его звучание (чжу) созвучно со словом «счастье». Китайцы говорят: свинья придет в дом, и счастье пребудет в изобилии. Иероглиф Ш свинья входит в состав иероглифа семья. Свинья считается символом плодородия и мужской сексуальности.
В Китае свинья наравне с быком и бараном входила в число трех жертвенных животных в обряде похорон, т. е. выступала в роли проводника в загробный мир.

В древнейшие времена было в Китае мифическое животное — Чжуполун (свинодракон), нефритовую фигурку которого клали в захоронение вместе с умершим, пуская его в посмертное путешествие. Вот как описывается свинодракон в древних китайских текстах: «Чжуполун похож на крокодила. Имеет длину около двух чжанов (примерно 6 м), короткую пасть и четыре ноги; спина и хвост его покрыты твердой и толстой чешуей. Он ленив, любит поспать и обычно отдыхает с закрытыми глазами. Если кто-либо будил его, то он не очень-то церемонился с обидчиком». Рассказывают, что вскоре они исчезли, и вот по какой причине. Однажды Верховный Владыка Неба по имени Чжуансюй назначил Чжуполуна своим музыкальным наставником. Тот ничего не смыслил в музыке, но ловко перевернулся на спину, распластавшись, лег позади дворца и стал бить хвостом по своему белому, блестящему, выпуклому животу. Звуки были настолько прекрасны, что слава об этом животном быстро распространилась среди людей, однако люди оценили не его музыкальные способности, а свойства его кожи. Поэтому стали ловить свинодраконов и сдирать с них кожу для барабанов. Четкие и громкие звуки таких барабанов действовали удивительно возбуждающе, будь то на войне, во время жертвоприношений или во время веселья. Так истребили всех свинодраконов.

Свинья в Китае — это символ денег и богатства. Более того, прозвище или кличка «свинья» не является там обидной в том смысле, как это воспринимается на Западе. Часто так называют богатых и состоятельных людей. Также свинья ассоциируется с полнотой, довольством и добродушием, что не умаляет ее способности в редких случаях проявлять свирепый нрав. Свинья на Востоке, как это ни странно, символ чистоты и благородства. Изображение свиньи дарят с пожеланием изобилия, счастья и радости.


Наши гости