Карта блога

Translate

Поиск по этому блогу

понедельник, 30 июня 2014 г.

Символика зеркала

ЗЕРКАЛО — символ связи нашего мира с параллельным. Первобытная магия предостерегала человека от вглядывания в свое отображение. Считалось, что призрачный двойник способен его погубить, утащив в Зазеркалье. Отголоском этих представлений явилась мифологема о Нарциссе. Посредством зеркального щита Персей побеждает Медузу-горгону — поэтому греческие и римские щиты имели форму зеркал с ликом Медузы. Обычай завешивать зеркала в доме умершего определялся рядом предубеждений, что душа покойного может затянуть кого-либо из близких за собой на тот свет, жажда жизни будет подталкивать его к проникновению в этот мир, через окошко между мирами в жилище человека могут проникать опасные астральные сущности. В качестве моста с потусторонней сферой особую мистику зеркалам придавали этруски.



С утверждением, что в глубине зеркал можно увидеть будущее, связывались предсказания Нострадамуса, Калиостро, Мак-Нензи, Монтегю. С другой стороны, зеркало являлось символом памяти, запечатлевшим все, что когда-либо в нем отражалось. Благодаря способности вызывать с зеркальной поверхности картины прошлого, раскрывал преступления англичанин Фон Бург. Парацельс полагал, что зеркала обладают способностью осаждать на своей поверхности ядовитые испарения. Представлением о "генетической памяти" зеркал объясняется народный запрет смотреться в них беременным женщинам и годовалым детям. С функцией памяти связывалось повсеместное предубеждение против треснувших зеркал. Напротив, А. Вуллис, автор книги "Литературные зеркала", полагал, что зеркало символизирует мгновение, выражает дискретность памяти: "Зеркало — это настоящее и только настоящее, без прошлого, без будущего. Зеркало — это воплощенная амнезия. Это струящийся и утекающий в забвенье миг, картины, уходящие в небытие, как вода в песок..."

В Древнем Египте круглые по форме зеркала отождествлялись с дисками солнца и луны. Китайцы называли мастера фэнииуй "господином, работающим с зеркалами". Считалось, что зеркало может удвоить силу отражаемого, отразить нежелательную энергию, притянуть недостающее в жилище. Направленное на жилище соседа, оно способно внести в него энергетическую деструкцию; оберегом от этого является размещение напротив более крупного зеркала. Такие "войны зеркал" проходили, например, в Гонконге, пока власти их не запретили.

Римляне носили с собой зеркала в качестве амулетов. До сих пор в Румынии и Германии невесты идут под венец с зеркалами. Павсаний сообщал о магических зеркалах.

Через метафору зеркал Платон описывал процесс познания: "Возьми зеркало и води им в разные стороны — сейчас же у тебя получится и солнце, и все, что на небе, и земля, и ты сам, и остальные живые существа, а также предметы, растения и все, о чем только шла речь. Да, но все это будет одна лишь видимость, а не подлинно сущие вещи". Античные мыслители полагали, что зеркала позволяют фиксировать скрытое от обычного глаза, подлинное содержание вещи. Согласно Лукрецию Кару: "У всяких вещей существуют тончайшие формы или подобия их, хотя никто не способен их видеть порознь, но все же путем беспрерывных своих отражений, видны бывают они, отдаляясь от глади зеркальной".

Каббалистический символ — "лучистое зеркало" — служил обозначением способности к прорицанию, которым обладал Моисей. В Средние века отношение к зеркалам было неоднозначным. По католической традиции зеркало без трещин символизировало Деву Марию. Дионисий Ареопагит утверждал, что небесный и земной мир находятся в зеркальном соответствии. С другой стороны, лиц, экспериментировавших с зеркалами, обвиняли в колдовстве. В силу этого зеркальное производство в раннем Средневековье резко сократилось, возродившись лишь с эпохи крестовых походов. Зеркало становится символом женской куртуазности. Не случайно лидером в производстве зеркал являлась Венеция, известная широким распространением проституции. Русские старообрядцы считали зеркала бесовским даром, а потому не допускали их в жилище.

В эпоху Ренессанса продолжало господствовать представление, что только в зеркалах становятся зримыми "тончайшие формы" или идеи вещей. Согласно Данте, чтобы созданные Богом образы стали визуальными, прозрачная среда должна быть ограничена зеркальной поверхностью. Отношения человека и Бога описывались как система направленных друг на друга зеркал. Возник специальный раздел оптики, изучающий зеркала, в которой в таком качестве рассматривались небосвод и космические тела. Зеркало почиталось символом луны, поскольку функция последней заключалась в зеркальном отражении солнечного света. Египетский иероглиф Венеры представлял собой не что иное, как изображение зеркала.

Считалось, что выпуклые зеркала не только отражают свет, но и незримо его фиксируют. В Нюрнберге производились специальные зеркала для паломников, посредством которых те улавливали лучи, исходящие от святых реликвий. Такие зеркала помещались в церквах, сами уже воспринимаемые в качестве священных объектов.

С конца XVI в. в королевских дворцах создаются "зеркальные кабинеты", что символизировало солярное происхождение монархической власти. Зеркало отражало солнечный свет подобно тому, как королевская власть воспринимала небесную харизму. Этим объясняется символика присутствия в народных портретах монархов зеркал. Распространенные в искусстве классицизма парковые фонтаны также представляли собой аллегорию зеркал. Ж. Расин называл водяные отражения "подвижной живописью", характеризуя пруд как "жидкое зеркало".

В первой половине XVII в. учеными-монахами, изучавшими катоптрику, были разработаны динамичные зеркальные холсты — анаморфозы. Они представляли собой искаженные до полной неузнаваемости изображения предметов, принимавшие нормальные очертания только в конических и цилиндрических зеркалах. Философский смысл анаморфической живописи заключался в том, что она, подобно истине, раскрывается через зеркала. Исследователь Ж. Ф. Нисерон в трактате "Курьезная перспектива", рекомендовал использовать анаморфические изображения в оформлении интерьеров домов. Развитием данного направления символизма жилищ являлось расположение зеркал над камином, впервые апробированное архитектором Роббером де Котом. Зеркало как осколок солярной символики не только отражало мир, но и несло в себе отраженный световой очаг. Отражение света люстр в мнимом пространстве зеркала рассматривалось как метафора души.

В XVIII в. распространяется представление, что зеркало выявляет истинную сущность человека. С точки зрения физиономиста Джанбатиста дела Порти, через кривые зеркала выявляется истинная животная, тотемная сущность человека. Зеркало становится символом индивидуального человеческого самопознания. С другой стороны, усиливается тенденция интерпретации символики зеркал как ложной духовности. Согласно мнению философа Я. Беме, грехопадение Адама заключалось в присвоении им Божественной прерогативы отражения в зеркале. В силу этого и произошло расщепление первоначального духовного единства, зеркального отражения человека от Бога.

В богемной культуре конца XIX — начала XX в. особенно популярен жанр зеркальных маний. Ужас перед мистикой зеркал преследовал, в частности, Клеменса Брентано. В поэзии Л. Бодлера постоянно присутствовал мотив сломанного или темного зеркала. Литературная теория о "зеркальном человеке" была создана Г. фон Клейстом. Сильно эпатировали американскую провинциальную аудиторию гневные лекторские выступления против зеркал в лекционном турне по США О. Уайлда. Зеркала воспринимались как символ шизофренической психики, расщепления сознания.

Десакрализация культуры привела к вытеснению зеркал в прихожие и ванные комнаты. Но по сей день во многих странах бытуют гадания по зеркалам.

Источ.: Правдивцев В. Несколько гипотез о зеркале // Наука и религия. 2001. № 12; Ямпольский М. Триумф и изгнание // Там же; Шубников А. В. Симметрия и антисимметрия конечных фигур. М., 1951.

***
Образ мира и Бога, истины, познания, но и обманчивости, неподлинности. Мотив отражения, составляющий основное содержание образа, оказывается представленным в космогонии и космологии: Бог творит мир, чтобы видеть в нем свое отражение; мир — это отражение божества, нетождественное ему, но все же являющееся его подобием, образом. Зеркало связано с комплексом вода — луна — женщина. Подобно воде, оно является отражающей поверхностью (в которой можно увидеть образы неведомого). Поскольку оно лишь отражает облики других предметов, не обладая своим, зеркало подобно луне, которая отражает солнечный свет, лишенная собственного; его природа переменчива — оно то «населено», то пустынно, что отсылает нас к лунной и женской символике. В своей способности отражать человека и окружающую его реальность, зеркало устойчиво соотносится с сознанием, мышлением, выступающими инструментами самопознания и отражения универсума; понятие «рефлексия» (латинское «отражение») сближает мысль и зеркало. Воображение, как порождение образов мира, также находит свое олицетворение в зеркале.

Отражение человека в зеркале почиталось у некоторых народов как вместилище души; по этой причине люди, не отражающиеся в зеркале, считались проклятыми, продавшими душу дьяволу. В фольклоре оно обычно наделяется магическими свойствами. Иногда зеркало воспринимают как дверь в другой, потусторонний мир. Согласно одной китайской легенде, приводимой Борхесом, в давние времена мир зеркал и мир людей не были разобщены и через зеркала можно было проходить туда и обратно. Однажды обитатели зеркального царства, отличные в своем облике от людей, попытались захватить этот мир, но их удалось прогнать и заточить в зеркалах; они были лишены собственного облика и обречены повторять все действия людей. Однако пройдя время, и они выйдут из заточения и заполонят землю, Сходное представление легло в основу сюжета повести Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье».

В различных традициях актуализируется мистическая связь зеркального образа и его объекта. Кроме того, с зеркалом связывается способность концентрировать, сохранять и трансформировать энергию, духовную силу (первые зеркала люди изготавливали из металлов — бронзы, меди, — символику которых частично унаследовали); это представление обусловило возникновение множества обычаев и примет. Так, например, считается, что разбитое зеркало предвещает несчастье, что в доме, где находится покойник, следует закрывать зеркала. Зеркало также нередко используется в магических практиках (в частности, для общения с духами) и по приписываемым ему способностям сходно с хрустальным шаром для гаданий.

В индийской традиции зеркало считается символом истины. «Зеркало кармы» является атрибутом судьи загробного мира Дхармараджи («царь закона»), в нем отражаются поступки умерших. В Японии зеркала являлись символом и образом божества и помещались в синтоистских храмах; как считалось, они выступают посредниками в общении с богами. Также зеркало — один из атрибутов священной власти императора, символизирующий чистоту. В японской буддийской традиции возник обычай класть бронзовое зеркало возле головы умершего, чтобы предохранить его душу от действия сил зла (с аналогичной целью медное зеркало клали под голову покойника в доэллинистическом Египте). В Древнем Китае зеркало связывается с числом 8 как знаменующим божественное совершенство и является символом знания, отваги, милосердия; ручные зеркала, в частности, являются символами истины. В Китае верили, что зеркалам присуща способность содействовать в супружеском счастье, а также защищать от влияния вредоносных сил. Кроме того, зеркала являлись принадлежностью загробного суда, а также атрибутами китайского божества молнии, которое, сводя и разводя их, вызывало молнию. «Энергетические» функции зеркала нашли применение в китайском искусстве дизайна и интерьера фэн-шуй.

В средневековой Европе зеркало, с одной стороны, воспринималось резко негативно в качестве предмета роскоши, атрибута тщеславия, самолюбования, а также образа безумия; однако в то же время оно рассматривалось как символ созерцания, самопознания и истины и в этом своем значении уподоблялось глазу. В этот период создаются многочисленные «зерцала», особая разновидность дидактических сочинений (к примеру, «Великое зерцало» Винсента из Бове). Природа толковалась как зеркало божественного замысла; зеркало также выступает символом слова Божьего. В иконографии оно изображалось в руках Девы Марии, которая, таким образом, показывается как бы отражающей божественный свет Христа; кроме того, оно символизировало чистоту и непорочность богоматери.
В суфизме образ зеркала, которое отражает различные объекты, но само сохраняет свою природу, использовался для иллюстрации идеи единства и многообразия универсума. Также двум зеркалам, отражающим друг друга, уподоблялись мир и Аллах.

Негативный аспект образа обусловлен его связью двойничеством, удвоением реальности, его способностью «умножать сущее», и Борхес называет зеркала «отвратительными», наряду с совокуплениями (пример обычного отрицания множественного в символической традиции). Также зеркало определяется как порождающее искажения (кривые зеркала), аберрации: отражение не совпадает с образом, недостоверно либо поверхностно и неполно. Земное существование предстает как неподлинное отражение абсолютного бытия, как его искаженный зеркальный образ.

Одна из древнейших форм гадания — это кристалломантия, или гадание на зеркалах, которое осуществляется с помощью волшебного зеркала. Считалось, что такими зеркалами пользовались маги Персии, а также древние греки и римляне. В Древней Греции ведьмы Тессаля писали свои предсказания человеческой кровью на зеркалах. Тессалийские ведьмы предположительно учили Пифагора, как гадать на волшебном зеркале, если держать его, направив на Луну. Римлян, которые умели читать по зеркалам, называли "спекулариями". В примитивных обществах верили и до сих пор верят, что зеркала отражают душу и их надо защищать, иначе душа погибнет. Эти страхи перешли в суеверные обычаи, как, например, занавешивание зеркал после смерти, чтобы не дать призраку только что умершего человека забрать с собой души живущих. Сюда же относится обычай выносить из комнаты больного зеркала, поскольку во время болезни душа более уязвима. Согласно другому суеверию, если кто-то ночью смотрит в зеркало, он может увидеть дьявола. В русском фольклоре зеркала — изобретение дьявола, которое обладает силой вытягивать души из тел. Ацтеки использовали похожие на зеркала поверхности, чтобы держать на расстоянии колдунов. Перед порогом дома они помещали миску с водой и ножом. А по другому поверью, у ведьм не было души и они поэтому так же, как вампиры, не отражались в зеркалах. Средневековые волшебники и маги эпохи Возрождения часто использовали для ворожбы зеркала, миски с водой, отполированные камни и кристаллы, с помощью которых они заглядывали в прошлое, настоящее и будущее. Джон Ди, английский придворный волшебник XVI века, пользовался хрустальным яйцом и зеркалом, сделанным из полированного черного обсидиана, как говорили, привезенного из Мексики Кортесом.

Зеркалами также пользовался Калиостро, равно как и Агриппа. Даже королевские особы верили в магические зеркала и пользовались ими. Екатерина Медичи, страстно верившая в оккультные искусства, владела зеркалом, которое приоткрывало ей будущее Франции. Генрих IV также полагался на волшебное зеркало, чтобы раскрыть политические заговоры против себя. Средневековый алхимик Альберт Великий записал формулу изготовления магического зеркала: "Купите обычное зеркало и напишите на нем "S.Solam S.Tattler S. Echogordner Gematur". Закопайте его на перепутье в нечетный час. На третий день идите к этому же месту в то же время и выкопайте, однако вам нельзя первому глядеться в это зеркало". Альберт утверждал, что сначала надо дать посмотреться в зеркало кошке или собаке.

***
Из бездонного кладезя символов, используемых для выражения мистических доктрин различных мировых религий, в этой статье мы обращаемся к символике зеркала, так как она больше, чем другие подходит для отображения сути мистицизма и в то же время носит в высшей степени гностический и поучительный характер. Зеркало является самым непосредственным символом духовного созерцания и, конечно же, истинного знания (гнозиса) в целом, так как оно представляет собой слияние субъекта и объекта.

В то же самое время данная тема служит нам для того, чтобы продемонстрировать различные значения символа, которые относятся к самым разнообразным уровням реальности и которые иногда могут показаться противоречивыми, но при этом являются внутренне связанными и гармонично совмещенными в целостном значении образа, который сам по себе принадлежит к исключительно духовному миру.

Многообразие значения является неотъемлемой частью самой сути символа, и в этом заключается его превосходство над рациональным определением. Тогда как последнее встраивает концепцию в систему рациональных связей - одновременно закрепляя ее на определенном уровне - символ, не теряя ни грамма четкости и ясности, остается "открытым по восходящей". Символ, прежде всего, является "ключом" к сверх-рациональной реальности.

Вместо "сверх-рациональных реальностей" мы могли бы точно также сказать "сверх-рациональные истины" - мы бы хотели заострить на этом внимание, так как очень долгое время было принято объяснять символизм чисто психологическими терминами. Не то, чтобы психологическая интерпретация была во всех случаях неправильной, если имеется возможность ее применить. Однако, в корне неверно утверждать, что истоки символа лежат в так называемом "коллективном бессознательном", другими словами, в хаотическом субстрате человеческой души. Содержание символа не иррационально, но сверх-рационально, то есть, является чисто духовным. Этот тезис не нов: он свойственен любой науке о символизме, являющейся частью всех подлинных духовных традиций.

В этой статье наш подход принципиален: символизм зеркала является показательным потому, что в каком-то смысле зеркало - это символ символа. Действительно, символизм легко объяснить как видимое отражение идей или прототипов, которые невозможно полностью выразить с помощью исключительно концептуальных терминов. Об этом же говорит Св. Павел: "Теперь мы видим как-бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13, 12).

Что же такое зеркало, в котором символ является образом вечного прототипа? Во-первых, это воображение, если рассматривать визуальную или "пластическую" природу символа в противопоставлении абстрактным концепциям. Но в более широком смысле это разум, как способность к различению и познанию, который отражает чистый Разум. В еще более широком смысле сам Разум является зеркалом божественного Существа. Плотин говорит, что Разум (Nous) созерцает Вечного, и из этого созерцания, не исчерпывающего свой объект, происходит мир, который никогда не бывает совершенным образом, что можно сравнить с непрерывно раскалывающимся отражением.

Согласно изречению пророка Мухаммеда, "любую вещь можно отшлифовать и очистить от ржавчины. Только одна вещь может отшлифовать сердце, а именно память о Боге (dhikr Allâh). Таким образом, сердце - центр человеческого существа - является зеркалом, которое должно быть чистым, чтобы получать свет божественного Духа.

Это можно сравнить со следующим учением северного буддизма или чань-буддизма:

Так же, как сияние есть свойство зеркала, так же и все существа изначально обладают духовным светом. Однако когда эмоции затемняют зеркало, оно покрываются чем-то вроде ржавчины. Когда под руководством наставника неверные мысли преодолеваются и искореняются, они перестают проявлять себя. Тогда Разум просветляется в соответствии со своей природой и больше ничего не остается непознанным. Это то же самое, что протереть зеркало... (Цунг-ми)

Этот отрывок можно было бы найти и в каком-нибудь суфийском трактате.

Когда сердце становится чистым зеркалом, мир отражается в нем так, каков он есть на самом деле, то есть без искажений, вызванных эмоциональными мыслями. Кроме того, сердце отражает Божественную Истину более или менее непосредственно, во-первых, в форме символов (ishârât), затем в форме духовных качеств (sifât) или сущностей ('ayân), которые находятся за символами, и наконец в качестве Божественных Реальностей (haqâ'iq).

Это напоминает о священном зеркале, которое играет весьма важную роль в даосизме и синтоизме. Священное зеркало синтоизма, хранящееся в храме Исе, символизирует одновременно и истину и истинность. Согласно легенде боги создали это зеркало, чтобы выманить богиню солнца Аматерасу из пещеры, в которую она в гневе удалилась, и возвратить свет на земле. Когда богиня выглянула из пещеры, она увидела собственный свет в зеркале, подумала, что это второе солнце, и ради любопытства вышла из пещеры. Помимо всего прочего, эта история указывает на то, что сердце из-за своей отражающей способности - своей истинности - привлекает божественный свет.

Все, что подпадает под закон отражения, может также относиться к соответствующему духовному процессу. Очень важно помнить о том, что отраженный образ является перевернутым по отношению к своему объекту. Таким образом, когда отражается всесодержащая божественная Реальность, она представляется неуловимо малой точкой. Когда отражается блаженство чистого Существа, оно представляется уничтожающей суровостью. Вечность представляется кратким мигом и так далее.

К закону отражения также относится тот факт, что, несмотря на качественное сходство отражения и объекта, они материально отличаются друг от друга. Символ является символизируемым только тогда, когда он извлекается из своих материальных или каких-либо других обусловленных границ и воспринимается исключительно как содержание.

Еще одно свойство отражения заключается в том, что в зависимости от формы и положения зеркала объект представляется более завершенным или менее завершенным, более ясным или менее ясным. Это также можно применить к духовному отражению, и именно это имели в виду суфийские учителя, когда говорили, что Бог проявляет Себя Своему ученику в соответствии с готовностью или способностью его сердца; образно говоря, Он принимает форму сердца Своего ученика, так же как вода принимает цвет сосуда, в котором она содержится.

В этой связи зеркало сердца можно сравнить с луной, которая в зависимости от положения в пространстве более или менее совершенно отражает свет солнца. Луна - это душа (nafs), которая освещается чистым Духом(Rûh), но, будучи связанной со временем, ее восприимчивость претерпевает изменения (talwîn).

Процесс отражения, вероятно, самый совершенный образ "процесса" познания, который не исчерпывается на рациональном уровне. Зеркало является тем, что оно отражает в пределах отражения. Если душа - т.е. когнитивный Разум - отражает многообразие мира, то она и есть мир в соответствии с особенностью мира, а именно с правилом разделения на объект и субъект, на направленное вовне и направленное вовнутрь. Однако если зеркало сердца отражает божественное Существо, оно именно им и является вследствие неразделимости чистого Существа. Об этом же говорил апостол Павел: "Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ..." (2 Кор. 3, 18).

Теперь мы бы хотели посмотреть на символику зеркала с другой стороны. Хасан аль-Басри, один из первых исламских мистиков, сравнивает мир в его отношении к Богу с отражением солнца на ровной поверхности воды. Все, что мы можем узнать из отражения, происходит из первоначального объекта, но оно совершенно не зависит от своего отражения и бесконечно выше и сверх него.

Если мы хотим понять это сравнение с точки зрения "единственности существования" (wahdat al - wujûd) - фундаментальной концепции исламского мистицизма - мы должны знать о том, что свет обозначает Бытие, а, следовательно, тьма обозначает ничто; видимость - это существование, а невидимость - отсутствие. Поэтому отражается в зеркале только то, что видимо. Наличие зеркала проявляется только посредством природы отражения и его чистой возможности. Само по себе, без света, в соответствии со значением сравнения, оно не существует.

От этого один шаг к индуистской доктрине майя - божественной силе, посредством которой Бесконечное проявляет себя в конечном, скрываясь под покровом иллюзии. Иллюзия состоит в том, что проявление (т.е. отражение) кажется чем-то существующим вне Бесконечного Единства. Именно майя дает этому начало, и майя в отрыве от падающих на нее отражений - ничто иное, как чистая возможность или же функция Бесконечного.

Если Вселенная в целом - это зеркало Бога, то тогда и человек изначально им является, так как эта качественность включает в себя целую Вселенную, зеркало Единого. В этой связи Мухи д-Дин ибн Араби (XII век) пишет:

Из-за Своей бесконечной совершенности Бог захотел увидеть Свою собственную Сущность в вещи, содержащей в себе всю реальность с тем, чтобы раскрыть Свою собственную тайну Самому Себе... Знание существа о себе внутри себя - это не то же самое, что знание о себе посредством чего-либо другого, в действиях заменяющего существо подобно зеркалу. Такое зеркало показывает существу само себя в форме, соотносящейся с "плоскостью отражения" и проистекающим из него отражением...

Ибн Араби имеет в виду, с одной стороны, "чистое вместилище" material prima (al - qâbil), а с другой стороны - Адама. Materia prima в каком-то смысле является зеркалом, которое все еще остается затемненным и на которое еще никогда не падал свет, в то время как Адам является "самой яркостью этого зеркала и духом данной формы" ("Геммы мудрости", глава об Адаме).

Таким образом, человек - это зеркало Бога. С другой, более эзотерической точки зрения Бог является зеркалом человека. Об этом Ибн Араби пишет в той же самой работе:

Человек, которому предлагается Сущность Бога дабы быть познанной, не видит Бога; от видит только свою собственную форму в зеркале Бога. Он не способен увидеть Самого Бога, хотя он может знать, что только в Нем он может узреть свою собственную форму. Это происходит так же, как человек смотрит на себя в зеркало, ибо, когда ты созерцаешь себя в зеркале, ты видишь не само зеркало, несмотря на то, что ты знаешь, что видишь самого себя, только благодаря зеркалу. Бог дал это явление в качестве лучшего символа Собственного Само-откровения, чтобы тот, кто получает это откровение, знал, что он не может видеть Бога... Попробуй сам и ты увидишь, что когда ты смотришь на отражение в зеркале, ты не видишь самого зеркала и никогда не увидишь. Это настолько истинно, что некоторые люди, анализировавшие данный закон отражения в [физических и духовных] зеркалах, пришли к выводу, что отражение помещается между зеркалом и наблюдателем. Это, конечно же, не так. В действительности происходит точно так, как мы сказали [а именно, отражение, не находясь между нами и зеркалом, не скрывает его от нас, но, тем не менее, только благодаря зеркалу мы может видеть в нем отражение]... Если ты поймешь это [а именно то, что созерцатель никогда не может узреть саму Сущность, но только свое собственное отражение в зеркале Сущности], то поймешь предельную границу, которую может достичь человек. Поэтому не стремись заглянуть за нее и не утомляй свою душу попыткой преодолеть этот предел ["реальным" способом], потому что в принципе и на деле за ним нет ничего, только чистое не-бытие [сама Сущность там не проявлена] ("Геммы мудрости", глава о Сифе).

Об этом же пишет Майстер Экхарт:

Душа созерцает себя в зеркале Божества. Сам Бог является зеркалом, которое Он скрывает от кого желает и открывает кому желает... Чем более душа способна переступить через все слова, тем ближе она приближается к зеркалу. В этом зеркале происходит слияние как чистое нераздельное подобие.

Суфий Сухраварди из Алеппо (XII век) пишет, что человек, идущий по пути к Самому, сначала обнаруживает, что в нем содержится весь мир, когнитивный субъект; он воспринимает себя как зеркало, в котором проявляются все вечные прототипы в качестве эфемерных форм. Затем он начинает осознавать, что сам он не существует; его Я исчезает в качестве субъекта, а остается лишь Бог, как Субъект всего знания.

Мухи д-Дин ибн Араби далее пишет: "Бог - это зеркало, в котором ты видишь самого себя, и ты есть Его зеркало, в котором Он созерцает Свои имена. Однако они ничто иное, как Он Сам, поэтому здесь мы имеем дело просто со сходством перевернутых взаимосвязей" (Fusûs al-Hikam, глава о Сете).

Является ли Бог зеркалом человека, или человек является зеркалом Бога, в обоих случая зеркало обозначает познающий субъект, который, будучи таковым, не может быть объектом познания. В абсолюте это истинно только для Божественного Субъекта, для вечного "Свидетеля" (Shahîd) всех проявленных созданий. Это бесконечное зеркало, чье "содержание" не может быть никаким образом познанным, но которое, тем не менее, в определенном смысле познаваемо, потому что человек знает, что только в нем могут быть познаны все создания.

Это проливает свет на слова Данте, которые он вложил в уста Адама и которые иначе представляются неясными. О стремлениях Данте Адам говорит:

Perch'io la veggio nel verace speglio
Che fa di se pareglio all'altre cose,
E nulla face lui di se pareglio.

Его я вижу в Зеркале святом,
Которое, все отражая строго,
Само не отражается ни в чем.
(Рай, Песнь 26, 106)

Фарид ад-Дин Аттар говорит:

Возвращайтесь, странствующие атомы, возвращайтесь к своему центру,
и станьте вечным зеркалом, которое вы видели...

(Примечание переводчика) Эссе "Символизм зеркала" взято из книги Титуса Буркхардта "Mirror of the Intellect" (SUNY Press: 1987). 

источник

***
Зеркала малого размера (ручные) из полированных металла (медь, бронза, серебро) или камня (обсидиан, нефрит) известны уже в III тысячелетии до н. э. С I в. н. э. встречаются зеркала, позволяющие видеть человека во весь рост. Большие стеклянные зеркала появляются с конца XII в.

Зеркало обладает значением, выходящим далеко за пределы его функциональной роли. С древнейших времен зеркало мыслится как нечто противоречивое, связанное с древними представлениями о границе между мирами и магической связи отражения и отражаемого. Отражение в зеркале рассматривается не только как образ действительность, но и как нечто иное, запредельное по отношения к окружающему миру. Все в мире оплетено видимыми и невидимыми связями; все является отражением чего-то, следствием или причиной.

Зеркало может служить как солярным, так и лунным символом, олицетворяя собой диск Солнца и Луны. Однако, временный характер отражения сообщает зеркалу свойство периодичности, женское и лунарное по смыслу, которое поддерживается его способность к пассивному восприятию и отражению — образы, солнечный свет и т. д.

В фольклоре многих народов — отражение души — его сущности и воспоминаний; и жизни человека — его судьбы, прошлого и будущего.

Связывается с мышлением. Для Шелера и других философов — зеркало является инструментом самопознания, так же как и отражением универсума. «… космос возникает как гигантский Нарцисс, рассматривающий свои собственные отражения в человеческом сознании».

На символику зеркала накладывает свой отпечаток его форма (круглое, 8-угольное и т. д.).

Основные значения:

   
  • образ (отражение) мира, «зеркало вселенной», действительность, явленный (временной) мир, отражение потусторонних миров;
       
  • проявление Бога, сверхъестественный (божественный, высший) разум — его отражение;
       
  • свет, небо, Солнце, огонь как источник света;
       
  • истина (божественная), ясность, правда;
       
  • душа, податель информации, «эго»;
       
  • сознание, его способность отражать реальность видимого мира;
       
  • мудрость, разум, мысль, размышление, осознание, понимание;
       
  • воображение, воспоминания (неожиданные), видение, идеал;
       
  • знание человека о самом себе, самоконтроль, самоанализ, самопознание, рефлексия, интроспекция, самореализация;
       
  • рассудительность, осторожность;
       
  • инертность, пассивность, робость;
       
  • хрупкость, изнеженность;
       
  • женственность, кокетство, игривость, ветреность, любовь;
       
  • тщеславие, гордость, самомнение, спесь, чванство, самолюбование;
       
  • отражение, вторичность, эхо, двойственность, раздвоенность, амбивалентность, теза и антитеза;
       
  • ворожба, пророчество, предназначение, мерило верности в любовных делах, отношениях, нынешних и будущих;
       
  • жизнь, её мерило;
       
  • море страстей (жизнь как неустойчивость);
       
  • зрение, взгляд (взор);
       
  • друг, дружба;
       
  • сатира.


Зеркало кривое:

   
  • искажение, деформация, пародия, карикатурное изображение чего-либо


Разделяет символику:

   
  • Круг
       
  • Веер


Как зеркало может рассматриваться и водная поверхность.

Африка - Зеркало или чаша с водой, в котором медиум видит духов, служит для гадания у бамбара (Конго).

Древний Восток
 - В хеттском (хиттитском) искусстве зеркало символизирует женское божество, в то время как гроздь винограда — мужское.

Египет - Форма зеркала была пракически неизменной: плоский линзообразный диск из полированной меди с ручкой из дерева или слоновой кости. Прообразом пластины зеркала служил солнечный диск. Некоторым богиням (например, Хатор и Мут) в качестве жертвоприношения подносилось по два зеркала.

Античность - Знамениты этрусские зеркала дискообразной формы с резными украшениями и изображениями с мифологическими сюжетами на обратной стороне.

Сократ советовал молодым всматриваться в себя в зеркале, чтобы поддерживать свой внешний вид и замечать течение времени.

В мифе о Медузе Горгоне роковую для неё роль сыграл зеркально отшлифованный щит Тесея.

Славяне- В народных представлениях символ «удвоения» действительности, граница между земным и потусторонним мирами. Наделяется сверхъестественной силой, способностью воссоздавать не только видимый мир, но и невидимый и даже потусторонний. В некоторых регионах Болгарии верили, что к небу прикреплено огромное зеркало, отражающее все сущее на земле, а в районе Видина луну называют Божьим зеркалом. По словенским поверьям, утром на Юрьев день с солнца спадает чудесное зеркало, в которое можно увидеть все, что делается на свете. Как и другие границы (межа, окно, порог, печная труба, водная поверхность и т. п.), зеркало считается опасным и требует осторожного обращения. Для русских раскольников зеркало — это вещь запретная, созданная дьяволом. Повсеместно считается, что разбитое зеркало сулит несчастье, так как означает нарушение границы; повсюду известен запрет смотреться в зеркало ночью, а также во время грозы. Строго соблюдается обычай завешивать зеркало или поворачивать его к стене, когда в доме находится покойник. Если этого не сделать, покойник станет вампиром, то есть будет вторгаться с «того света» в мир живых. Тем же страхом перед открытой границей в потусторонний мир объясняется требование закрывать глаза покойнику.

Во время родов, как и в случае смерти, в доме завешивают зеркало и следят, чтобы роженица не могла увидеть себя в зеркало.

Запрещается также смотреться в зеркало женщине во время месячных, беременности и в послеродовой период, когда она считается «нечистой» и перед ней, по народной фразеологии, «открыта могила». 3еркало представляет опасность и для новорожденного ребенка, отсюда запрет подносить к зеркалу ребенка в возрасте до одного года, иначе

   
  • ребенок не будет говорить (или долго не будет говорить, будет заикаться);
       
  • испугается своего отражения, не будет спать;
       
  • не будет расти;
       
  • зубы у него будут болеть (или трудно резаться);
       
  • он увидит «свою старость», будет выглядеть старым и др.


Большинство мотивировок связано с представлением о потустороннем мире как о царстве молчания, неподвижности (невозможности роста), перевернутости (ребенку нельзя показывать зеркало, иначе жизнь его «отразится, перевернется»). Опасность состоит не только в соприкосновении через зеркало с «тем светом», но и в последствиях самого удвоения (посредством отражения в зеркале), грозящего «двоедушием» , то есть раздвоением между миром людей и миром нечистой силы, превращением в колдуна, ведьму, вампира.

Однако тот же эффект удвоения может оцениваться положительно и сознательно использоваться для защиты от нечистой силы. На этом основано применение зеркала как оберега: если нечистая сила отразится в зеркале, она утрачивает свои магические способности. В Полесье зеркало наряду с серпом, бороной, мужскими штанами, убитой сорокой, крапивой, освященной вербой и др. предметами широко используется как оберег хлева для охраны скотины от домовика и ведьм. В качестве оберега зеркало:

   
  • прикрепляли над дверями дома - поляки,
       
  • клали в колыбель под голову ребенка - сербы,
       
  • носили при себе женщины и девушки - сербы.


В южнославянском свадебном обряде зеркало укрепляли на караваях, на головном уборе невесты; будущая свекровь дарила сосватанной девушке зеркало (сербы). Македонцы в Дебарском Поле, напротив, следили, чтобы в одежде и реквизите на свадьбе не оказалось зеркала, с помощью которого можно было «испортить» молодых так, что у них рождались бы только девочки.

3еркало использовалось для общения с обитателями загробного мира. Болгары верили, что с его помощью можно увидеть умерших, когда они пребывают среди живых в период от Пасхи до Вознесения (или Троицы); для этого надо навести зеркало на воду в колодце и позвать их (Пловдивский край). У сербов Заечара зеркало обязательно присутствовало при исполнении кола для мертвых; считалось, что оно «привлекает» покойника на этот танец. Зеркалом украшалось погребальное деревце, могильный крест или флаг, зеркало ставили на могилу. В других местах в праздники, носящие поминальный характер, наоборот, запрещалось смотреться в зеркало (русские, поляки).

Общеизвестно и отражено в литературной традиции обрядовое употребление зеркала при гаданиях (главным образом святочных). Гадания с зеркалом совершаются в специальном («нечистом») месте (в бане, на печи и т. п.) и в особое («нечистое») время (вечер, полночь). Гадающие смотрят как бы сквозь зеркало прямо на «тот свет», чтобы увидеть жениха или знак своей судьбы (смерти). Само это действие сопряжено с большим риском: как только покажется видение, нужно сразу же закрыть зеркало или перевернуть его, иначе видение «ударит по лицу», «придет да задавит» и т. п. Сходные гадания совершаются с водой в доме, у колодца, над прорубью. Для большего эффекта берутся два зеркала. Иногда зеркало клали под подушку вместе с другими символическими предметами, чтобы увидеть суженого во сне.

Китай - Зеркало считается оберегом, изгоняющим зло (как на физическом, так и на духовном плане), которое ужасается, увидев в нём своё уродство.

   «Зло разрушается, когда узнает себя». 

В даосизме зеркало олицетворяет самореализацию. Оно символизирует ум мудреца:

   «Ум мудреца, находясь в покое, становится зеркалом вселенной»

               Чуанг Цу 

На социальном плане оно символизирует лояльность.

Ручное зеркало рассматривается также как помощь в супружеском счастье.

Некоторые китайские легенды повествуют о «зверях в зеркале». 

Япония - Кагами — «обвиняющее зеркало», отображает истину и вскрывает провинности.

Атрибут богини солнца Аматэрасу, которую оно заставило выйти из пещеры, дабы вернуть миру её свет.

Ятано-кагами (ята-но-кагами) — бронзовое зеркало диаметром 25 см в формой восьмилепесткового лотоса, является одним из священных императорских сокровищ (Трёх Сокровищ). Вместе с мечом и жемчужинами (Тремя жемчужинами, драгоценным камнем) они символизируют три доблести:

   
  • чи — истина, знание,
       
  • ю — отвага,
       
  • джин — милосердие.


На зеркале присутствует надпись: «Я есть тот, кто Я есть». Во время церемонии интронизации оно передается в руки новому императору, а востальное время хранится в святилище Исе.

«Зеркало, отражающее богиню и тем самым извлекающее ее из состояния величественного отдыха божества, является символом мира, пространства, в котором отражается образ».

Мезоамерика - В Древней Мексике были зеркала, изготовлявшиеся из полированного вулканического стекла — обсидиана.

Атрибут ацтекского бога Тескатлипоки (Тецкатлипока). Его имя переводится как «курящееся (дымящееся, сияющее) зеркало». Вероятно, служит указанием на предсказательное значение зеркала, например при вызывании видения.

Имеет солярное и лунное значение, как атрибуты солнечного бога Лета и лунного бога Вечера.

Индуизм - Шиваизм уподобляет абхасы, или внешний облик, отражению в зеркале. Так же как отражение в зеркале ничем не отличается от самого зеркала, но появляется в нем как нечто отличное от него, так и абхасы ничем не отличаются от Шивы, а только предстают как отличные от него. Подобно тому как в зеркале деревня, дерево, река и т. д. появляются как отличные от самого зеркала, но ни в чем, строго говоря, не отличающиеся от него, так и мир, отраженный во вселенском сознании, ничем не отличается от последнего.

Зеркало напоминает, что все образы и формы являются лишь простыми отражениями, созданием состояния кармы, выдумкой ума.

Буддизм - Символ души в состоянии чистоты, отображенная истина, просветленный ум, форма, отраженное тело, искренность, чистота. Будучи отраженным светом, оно означает сансару.

Одна из Восьми Драгоценностей китайского буддизма, а также означает искренность.

Квадратное зеркало символизирует землю, а круглое — небеса. Центральная розетка на металлическом зеркале символизирует ось земли и равновесие между двумя силами. Она означает также достижение центра и Дверь Солнца или Врата Неба.

Библия / Ветхий Завет - «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан».
               Первое послание к Коринфянам 13: 12 

«…кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел — и тотчас забыл, каков он».

               Послание Иакова 1: 23 

Христианство - Во времена средневековья зеркало олицетворяет отражение божественного слова и средство его толкования. Всё творение рассматривается как отражение божественной сущности, а размышление — как обладание зеркалом, отражающим и позволяющим познать божественные законы, а также наблюдать и изучать светилаи законы Космоса.

Настоящий человек, согласно Винсенту де Бове (автор богословского труда Великое Зеркало, или Speculum magus), это зеркало Космоса, в котором отражается невидимое. Практика размышления способствует, таким образом, нашему становлению. Совершенные творения — это зеркала, направленные к Свету, а само зеркало — это отражение внутренней жизни.

Для Якоба Бёме (1575—1624) оно есть одновременно зеркало и глаз, обращенный внутрь человека.

«Speculum sine macula» — лат. незапятнанное (чистое) зеркало; олицетворяет Деву Марию как «Зеркало Праведности». так как Бог в Деве Марии отразился через точное свое подобие — Иисуса Христа, не повредив и не изменив самого зеркала. Также и Луна, поскольку она отражает свет Солнца, стала толковаться как символ Марии. Зеркало — атрибут святой Девы Марии; безукоризненность, девственность, чистота

Зеркало с образом Девы Марии в нём — атрибут Св. Геминиана (Гемиануса), полулегендарного епископа Модены, друга святого Амвросия.

Иногда выступает в качестве орудия Сатаны.


Ислам - Исламский мистик Джелалетддин Руми (1207—1273) видел в зеркале символ сердца, которое должно быть светлым и чистым для того, чтобы отражать, не искажая, лучи света, исходящие от Бога.

   «Бог есть зеркало, в котором ты видишь себя, как ты есть его зеркало».

               Ибн Араби 

   «Вселенная — это зеркало бога… человек есть зеркало вселенной».

               Ибн Аль Насафи 

Магия - Считается, что зеркало имеет магические свойства и является средством увидеть невидимое или входом в потусторонний мир. Его поверхность удерживает и сохраняет в себе когда-либо отраженные образы, душу или жизненную силу отражающихся в нем людей. Соответственно, в магической практике зеркало используют для вызывания духов с помощью оживления образов, которые были им восприняты в прошлом, или уничтожения расстояний до удалённого объекта, некогда находящегося прямо перед ним.

Демоны и сверхъестественные существа выдают себя тем, что не отражаются в зеркале. Воплощения дьявола не могут выносить созерцания собственной внешности и при взгляде на свое отражение в зеркале должны умирать. Поэтому зеркало служит амулетом, защищающим от сатанинских сил и существ, скрывающим от этих сил своего владельца.

Широко используется в практике гаданий. С помощью зеркала распознаются воры и мошенники, вызываются духи, которым можно задавать вопросы.

Гадания - В гадании по снам зеркало снится к какому-либо неожиданному повороту в жизни, к перемене, к любовному приключению.

Актерская примета: если кто-то посмотрит вместе с тобой в зеркало через плечо — быть неудаче.

Эмблематика - Если зеркало висит отражающей поверхностью вниз в храме или над гробницей, то образует путь для восхождения души.

Атрибут:

   
  • персонифицированной Истины — ручное, в руках нагой женщины;
       
  • персонифицированного Благоразумия — обвитое змеёй (её самосознание);
       
  • Зрение (чувства);
       
  • Гордыня (порок) — зеркало, отражающее сатанинский образ;
       
  • Суета (порок);
       
  • Распутство (порок);
       
  • сирены и русалки — вместе с гребнем.


Психология - Глубинно-психологическое толкование зеркала связано с народными верованиями. Согласно Эрнсту Эппли, сны, в которых присутствует зеркало, имеют весьма серьезное значение, и древнее толкование предзнаменования смерти он объясняет тем, что «нечто находится вне нас, и мы сами в зеркале находимся вне себя. Это порождает примитивное чувство похищения души.

Люди, которые подолгу смотрятся в зеркало, испытывают некую зачарованность, парализующую волю. Взгляд на самого себя выдерживают не все. Одни, подобно мифическому Нарциссу, всматриваясь в свое отражение, „теряются“. Другие приходят в себя творчески преображенными, когда смотрятся в зеркало, как бы подтверждая свое фактическое существование».

Противоречивость символического значения зеркала зависит в этом смысле от позиции личности и ее зрелости, способности к «самоконтролю».

По Лойфлеру, зеркала являются магическими символами для бессознательных воспоминаний (сравниваемых с хрустальными дворцами).

Зеркало является также зачастую символом недеятельной, пассивно отдающей себя сверхчеловеческой мудрости природы.

Взгляд в иллюзорный, кажущийся антимир поэтически воспроизводится вплоть до наших дней . Иногда зеркало становится мифической дверью, через которую душа может освободиться, прийдя на другую сторону (например, Л. Кэролл «Алиса в Зазеркалье», Ж. Кокто «Орфей»).

Искусство - Искусство, как таковое, — зеркало природы, жизни, отражение событий и судеб,.

В изобразительном искусстве Запада зеркало имеет двойственное значение. С одной стороны, оно изображается в руках развращающей человека сирены (обольстительницы), а также является атрибутом высокомерия, тщеславия, сластолюбия; с другой стороны, выступает символом самопознания и добродетели истины и благоразумия.

Сюжеты:

   
  • Купидон держит зеркало перед Венерой — Туалет Венеры.
       
  • Мудрец с малышом, смотрящимся в свое отражение — Сократ.
       
  • Двое влюбленных, он держит зеркало — Ринальдо и Армида.


Спящая Венера, отраженная в зеркале, которое держит Купидон, была одним из любимейших сюжетов итальянских художников на рубеже XV и XVI веков.

В «Божественной комедии» Данте души спасенных читают будущее и мысли живущих, как в зеркале.

В легендах сказках зеркало показывает события, которые происходят в далеких краях, лица людей, тоже находящихся на расстоянии, а то и уже умерших.

Магическое зеркало Камбиза (Чосер «Кентерберийские рассказы») позволяло узнавать, кто друг, а кто — враг, отличать верных любовников от неверных. Такие же свойства были у волшебного зеркала Мерлина (Э. Спенсер «Царица вещуний»).

Зеркало Зайна аль-Аснама (сказки «Тысяча и одной ночи») могло вызывать джинов, показывало лица далеких женщин, покрывало пятнами отражения девушек, утративших девственность.

В сказке «Снежная королева» братьев Гримм, злая мачеха с помощью магического зеркала узнает, где находится принцесса.

Зеркало в сказке Г. X. Андерсена «Снежная королева», имело свойство все доброе и красивое искажать, а все злое и уродливое изображать прекрасным и влекущим…

Согласно польской народной легенде, ученый, магистр и колдун Твардовский по просьбе короля Сигизмунта Августа с помощью волшебного зеркала вызывал дух умершей Барбары Радзивилл.

Так называемое, зеркало Лао могло читать мысли тех, кто смотрелся в него (О. Голдсмит «Гражданин Мира»).

Зеркало и Зазеркалье — некое сказочное и философски осмысляемое пространство по другую сторону зеркала. В этом «пространстве» все происходит наоборот. («Алиса в Зазеркалье» Л. Кэролла, 1871 год).

Пословицы:

   «Зеркало все скажет».
   «Разобьешь зеркало — семь лет несчастье».
   «Не торчи перед зеркалом, ты ведь не в нем живешь» — немецкая.
   «На зеркало неча пенять, если рожа крива» — русская.
   «Стекла и девушки — товар хрупкий» — англ. Glasses and Lasses are bruckle ware.
   «Нет зеркала лучше, чем старый друг» — испанская.
   «Зеркало сообщит то, чего не скажет и старый друг…» — английская.
   «Глаза — зеркало души».

«Зеркало и слава (…) тут разум и стекло дают возможность нам хоть чуточку понять себя. Есть в этом нечто от шестого чувства»


               Ю. Словацкий «Путешествие в Святую Землю» 

«Одно-единственное зеркало лучше, чем целая галерея портретов предков»

               В. Менцель 

«Не сыщете красивой женщины, которая не вертелась бы перед зеркалом»

               У. Шекспир «Король Лир» 

«Взор обретает зеркальный блеск, а цель проста: вернуть вниманье света»

               У. Шекспир «Гамлет» 

«Для матери ты — зеркало, в тебе она себя девчонкой шустрой видит, и что потом произошло в ее судьбе».

               У. Шекспир Сонет № 3 

«Предназначение театра — прежде и теперь: служить неким зеркалом действительности».

               У. Шекспир «Гамлет» 

«Мучает меня, Брут, то, что нет для тебя живых существ, которые в твоих глазах имели хоть какую-нибудь ценность»

               У. Шекспир «Юлий Цезарь» 

«Повесть, это зеркало, в котором отражаются гости»

               Стендаль «Красное и черное» 

«Сатира, это такое зеркало, в котором зрители видят какие угодно лица, кроме собственного»

               Д. Свифт «Битва книжек» 

«Свет, это зеркало, из которого на каждого смотрит его собственное лицо»

               У. Теккерей 

***

«Зеркало» — частое наименование сочинений по богословию, педагогике и дидактике, в которых находят отражение (оценку) те или иные людские грехи, а также похвалы истинно христианскому образу жизни кого-либо. Например:

   «Великое зеркало» (лат. «Speculum mayus») ученого монаха Винцента из Бовэ (XIII в.) — один из интереснейших документов культуры Средневековья.
   «Великое зеркало примеров» (проповеднических) — лат. «Speculum exemplorum», изданное в Девентере в 1481 году.
   «Зеркало, или кристалл, в котором каждый может увидеть важное для него, как в зеркале», изданное в 1568 году неким Николаем Рейем.
   Зеркало саксонское — описание, перечень статей так называемого Саксонского Права XIII века, основанного на общепринятых обычаях средневековой Саксонии. 

***
Поверья: 

   
  • Светлое зеркало символизирует супружеское счастье;
       
  • разбитое — развод и несчастье в течение семи лет;
       
  • темное зеркало, в котором нельзя рассмотреть собственный образ (словно бы во сне), является предзнаменованием несчастья или смерти.


***

«…символ сложности души: ее подвижности и возможности приспособиться к тем объектам, которые посещают ее и удерживают ее „интерес“».

«Временное и экзистенциальное многообразие его функций обеспечивает объяснение его значения и в то же время разнообразие выражаемых им идей».

«Так, мир как состояние прерывности, произведенное законами изменения и замещения, является действующей силой, которая создает этот квазиотрицательный, калейдоскопический образ появления и исчезновения, отражаемый в зеркале».


источник



Наши гости