Карта блога

Translate

Поиск по этому блогу

понедельник, 30 июня 2014 г.

Символика кролика (зайца)


Заяц и кролики не различаются ни в символике, ни в народной вере. Во многих древних культурах заяц является «лунным зверем», так как темные пятна («моря») на диске полной луны напоминают скачущего зайца. У ацтеков код зайца (тохтли — или 8 — счастливый знак из 200 дневных символов) списан в U-образный иероглиф, обозначающий слово «Луна». В Древнем Китае лунный заяц толчет в ступке веточку корицы и символизирует долголетие. В индо-буддийском пространстве, у кельтов, готтентоттов и древних египтян заяц ассоциировался с луной. Издавна за символическое значение зайца отвечают истинные либо легендарные свойства, такие как, возможно, его чуткость: ему приходится спать с открытыми глазами, а мясо зайца приводит, по мнению средневековых врачей, к бессоннице (в античности это называлось «сделать наслаждение девятого дня красивым»); его трусливость («заячья стопа», в средневековой символике олицетворяет также бегущих впереди зайца ополченцев, трусов, подобно тому, как это описано в «семи швабах»); его сверхплодовитость и готовность к спариванию делают его символом похотливости. Белый же заяц, лежащий у ног Девы Марии, должен выражать победу над «телесным». «Пасхальный» заяц, связанный с символом плодородия — яйцом, играет в весенней традиции древней Центральной Европы важную роль.



Более значительная особенность зайца упомянута в раннехристианском «Физиологе» («Physiologus»). Благодаря своим коротким передним ногам он бежит быстрее всех и может в таком случае ускользнуть от своих преследователей. «Даже ты, человек, ищи скалу, когда тебя преследует злая собака или демон... и когда он (демон) понимает, что человек бежит под гору, неся в сердце земные и повседневные заботы... то ревностно приходит к нему, мысленно смутившись. Но когда он (демон) все же понимает, что он (человек) бежит по Божьей воле в поисках истинной скалы (см. Камень) нашего Господа Иисуса Христа и взбирается на вершину добродетели, а собака возвращается по слову Давида: нужно возвращаться посрамленным, кто ко мне недоброжелателен». Заяц весьма часто появляется в христианской иконографии. Его беззащитность олицетворяла людей, уповающих лишь на Бога. Зайцы, отдающие детям гроздья винограда, являются чувственными образами душ, взятых в рай, где они могут в полной безопасности вкушать плоды вечной жизни.

Вскользь встречаются представления о трех зайцах в круге, чьи уши образуют треугольник. Может быть, это указание на божественную тройственность либо скоротечность времени в его беге по кругу.

Древние представления приписывают зайцу, который также служит символическим зверем Иберии, преимущественно положительные свойства. Его скорость и чуткость, по Плутарху (46—120гг. н.э.), имеют «нечто божественное». Любимый зверь богини Афродиты, по Плинию (23^79 гг. н.э.), очень полезен женщинам: заячье мясо сделало бы бесплодных женщин плодовитыми, употребление большого количества заячьего мяса благоприятствовало бы зачатию детей.

Волшебник Аполлон из Тьяны (I в. н.э.) предлагает трижды обносить вокруг детородного места зайца для облегчения родов. В Древнем Китае заяц — четвертый символический зверь круга зверей (см. Звезды). Изображение шести мальчиков вокруг человека с заячьей головой символизирует желание, связанное с надеждой на лунный праздник, когда дети семьи должны были дожить до свободного повышения на должность старшего управляющего. Из-за своей лунной ассоциации заяц является зверем Ни.

Его особая роль указана в буддийской притче, по которой сострадавший заяц, принося свою жизнь в жертву, прыгнул в огонь, чтобы накормить своим мясом голодающего Будду. Это вместе с тем являлось чувственным образом самостоятельного задания по вере в силу спасения.

В североамериканских индейских мифах заяц — это культовый герой, возможно, Глюскап либо Манабоцо, трансформировавшийся как создатель мира в противоположное состояние. В качестве «трюкача» он, благодаря своей хитрости, побеждает более крупных и сильнейших зверей, таких как медведи и буйволы. Для психологически ориентированных исследователей символизма ни заячья скорость, ни трусость не стоят на переднем плане, и это делает его сутью животного плодородия и горячей сексуальности.

***
Лунное животное и атрибут всех лунных божеств. Олицетворяет возрождение, возвращение юности, а также интуицию и свет во тьме. Очень часто заяц ассоциируется с жертвенным огнем и жизнью, прошедшей через смерть. Повсеместно заяц является символом плодовитости и олицетворяет женские менструальные циклы; это залог любви, робость, совращенность, житейская мудрость, быстрота, проворство. Заяц на Луне появляется в мифологии почти повсеместно и, будучи лунным животным, наряду с собакой и ящерицей, он служит посредником между человеком и лунными божествами. На Западе белый заяц символизирует снег, Мартовский заяц - безумие. Заячья лапка или голова служат талисманом против ведьм, но сам заяц часто вы ступает слугой или союзником ведьмы. В африканской мифологии у готтентотов заяц ассоциируется с луной. У американских индейцев Великий Заяц Манабозо - отец и хранитель, творец и трансформирующая сила, изменяющая звериную природу человека. Он играет роль Героя-Спасителя, Творца, Героя Рассвета, персонификации Света. Это Великий Маниту, живущий на Луне со своей бабушкой; податель всех вод, властелин ветров и брат снега. Поздняя трансформация его из хитреца в героя свидетельствует о формировании более цельной личности. Как хитрец он проявляет себя проворным и сообразительным, умея перехитрить тупую жестокую силу: он убил змею, или рыбу, пожирающую людей. В буддизме заяц был перенесен Буддой на Луну, что означало полное самопожертвование. Когда Будда был голоден, заяц предложил себя в качестве пищи и сам прыгнул в огонь. В кельтском эпосе заяц считается атрибутом лунных божеств и богов охоты, и последние часто изображаются держащими зайца в руках. В Китае заяц - это Луна, женская сила инь, супруга императора, долголетие, четвертый животное из Двенадцати Земных Ветвей символических животных Будды . Заяц на Луне с пестиком и ступкой составляет эликсир бессмертия. Заяц - хранитель диких животных. Белый заяц - это божество, красный - удача и успешное царствование. Для лунных празднеств изготовлялись фигуры белых кроликов. В христианстве заяц означает плодовитость и похоть. Белый заяц у ног Девы Марии означает триумф над похотью. Беззащитность зайца символизирует тех, кто положился на Христа. В Египте заяц олицетворяет рассвет, начало, открытие, подъем и периодичность. Является эмблемой Тота и ассоциируется с Луной. В европейской традиции пасхальный заяц, кролик или кроличек символизирует рассвет и новую жизнь, является атрибутом богини Луны с заячьей головой, повидимому, Оэстры (у тевтонов) или Эостры (у англо-саксов), которая и дала имя пасхе Easter. По этой причине пасхальный заяц символизирует возрождение, воскресение так же, как и нарождение новой Луны. Пасхальный заяц откладывает пасхальное яйцо. В греко-римской символике пасхальный заяц символизирует плодовитость, распущенность. Заяц - животное-посланец и атрибут Гермеса (Меркурия), а также Афродиты и Эроса. Купидон часто изображается с зайцами. У евреев заяц - нечистое животное. В индийском и буддийском искусстве заяц появляется с неполной луной. В скандинавской мифологии зайцы прислуживают Фрейе. У тевтонов богини Луны, Хольда и Харке, или Харфа, всегда появляются в сопровождении зайцев, несущих вслед за ними факелы.

Словарь символов. 2000.

***
Заяц (кролик) - Подобно многим другим представителям животного царства, заяц (или кролик) имеет двусмысленную репутацию. С одной стороны, он олицетворяет ловкость, быстроту, бдительность, плодовитость и даже магическую силу, но, с другой стороны, косому приписывают хитрость, лживость, трусость, вожделение и похоть.

В мифологии индейских, германских, кельтских, африканских, азиатских, египетских и греческих племен заяц, выступающий как лунный и женский знак, ассоциировался с циклом воспроизводства.

Повсеместное соответствие зайца ночному светилу основывается, очевидно, на наблюдениях за поведением зайцев: древние полаrали, что зайцы любят иrрать при свете луны. Поэтому косой и сделался атрибутом античных богов луны и охоты. Впрочем, не только их. Некоторые характерные качества связывают ero и с другими богами: как воплощение эротической любви, кролик был поставлен на службу Афродите (Венере) и Эросу (Амуру), а у посланника богов Гермeca (Меркурия) быстроногий заяц исполняет роль гончий.

Судя по мифам, древние питали к лунному зайцу чувство искренней симпатии, а некоторые североамериканские племена индейцев даже возвели кocoro в ранг культового героя. Алгонкины видели в нем благодетеля человечества, сопоставимoro по заслугам разве что с греческим Прометеем, и только негритянские племена Южной Африки, обвинявшие зайца во всех смертных rpexax, относились к нему с презрением и ненавистью. Бушмены и готтентоты беспощадно истребляли каждого зайца, подвернувшегося им под руку, мстя лжецу за искаженное послание с Луны, навлекшее на нeгpoв проклятие смертности.

В религиях народов Востока заяц рассматривался как божественное или полубожественное создание. В Древнем Египте богиня Унут, покровительница 15-гo нома Bepxнero Египта с центром в гермополе, изображалась в образе зайчихи. В императорском Китае времен династии Хань лунный заяц олицетворял женское начало инь. Кроме Toro, внезапное появление зайца толковалось древними китайцами как счастливое предзнаменование удачи.

В буддизме заяц предстает как воплощение жертвенности: по одной из легенд, он сам прыгнул в oгoнь и изжарился, чтобы накормить проголодавшеrося Будду. В исламе заяц окружен ореолом святости, так как шииты были уверены, что в него воплотился после смерти Али, зять пророка Мухаммеда. А вот иудеи и христиане считали зайца нечистым животным, символом вожделения и похоти.

В изобразительном искусстве дpeвнeгo Китая (11 в. н.э.) образ лунноrо зайца запечатлен в двух вариантах, но в каждом из них отражена символика бессмертия: заяц либо держит в лапах дарующий бессмертие легендарный гриб чжи, либо, сидя на луне под сенью Мирового Древа, толчет в ступке эликсир бессмертия.

В западноевропейском cpeдневeковом искусстве удирающий от зайца рыцарь является персонификацией трусости. В изобразительном искусстве эпохи Ренессанса на первый план выходит ceксуальная символика шустроrо зверька, сделавшая ero атрибутом аллегорической фигуры Распутства.

В христианской иконографии заяц лежит у Hor Девы Марии, что символизирует победу над вожделением и похотью.

В оккультизме заяц, наделенный немалой магической силой, имеет отношение как к белой, так и к черной магии.

Суеверные люди средневековой Европы верили, что с заходом солнца в зайцев перевоплощаются колдуны и ведьмы. В перебежавшем дорогу зайце они видели поэтому предвестника беды. В средневековой Англии даже существовал обычай поджигать 1 мая заросли вереска и дрока, чтобы изжарить в них ведьмI, возвращающихся с шабаша.

В белой магии заяц или кролик, как покровитель женского менструального цикла и символ плодовитости, использовался либо в качестве талисмана при трудных родах, либо как средство от бесплодия. Особой магической силой нaдeлялась левая задняя лапка зайца: она считалась не только универсальным средством от подаrры, ревматизма и судороr, но и сильным талисманом, приносящим удачу и счастье. (талисман - Кроличья лапка)

Алхимики, по видимому, вполне разделявшие подобные мистические воззрения, использовали заячью лапку как инструмент для смешивания веществ.

В геральдике эмблема зайца, никогда не пользовавшаяся большой популярностью, применялась в основном как «говорящая», лишенная символическоrо смысла эмблема. Изображения зайцев можно встретить и в некоторых гербах российских городов, куда они попали лишь на том основании, что в окрестностях этих населенных пунктов водилось множество таких зверьков. В гербе Kоврова, например, два зайца сидят на зеленом травяном ковре.

Современная эмблематика эксплуатирует сексуальную символику зайца. Как эротический символ вожделения, эту эмблему использует, в частности, скандально известный американский журнал для мужчин «Рlауboy».

И все же из длинноrо списка символических значений нашеrо героя доминирующей в настоящее время следует признать трусость. Похотливоrо человека обычно сравнивают с котом, а трусливoro - именно с зайцем. Недаром «зайцем» называют и безбилетноrо пассажира, чья нервозность, вызванная страхом перед возможным появлением контролера, напоминает природное поведение опасливоrо зверька.

***
Символика Кролика

Как существа ночные, кролики и зайцы символизируют луну, а следовательно, смерть и воскрешение. Большинство символических толкований для зайцев и кроликов общие. Они роют норки в земле, отличаются плодовитостью, а потому олицетворяют плодородие и счастливый случай. Животное и быстроногий посланец Гермеса (Меркурия), заяц был также священным животным Афродиты (Венеры) и Эрота (Купидона) - греко-римских божеств любви. В германо-скандинавской мифологии заяц - эмблема Фрейи и Хольды, богини луны. Саксонская богиня весны с головой зайца Эстра является у британцев источником происхождения пасхального кролика и символизма пасхального яйца как обновления жизни. В иудаизме и христианстве, однако, кролик за свою плодовитость считается нечистым и похотливым животным; кроме того, в христианстве это также символ скоротечности жизни и в то же время усердия в службе. Американские индейцы и египтяне поклоняются Великому зайцу, которого считают демиургом; в Западной Африке и у народов Карибского бассейна заяц может также олицетворять позитивные черты трикстера.

Кролик украшал эмблему китайского императора как символ долголетия в силу своей связи с луной. Белый заяц, как страж-защитник животных, олицетворяет божественное начало, а красный - знак счастливого случая и процветания. В китайском зодиаке кролик - символ женского начала и добродетельности. Буддисты воспринимают зайца как символ самопожертвования, поскольку именно заяц предложил себя в пищу Будде, за что и был в знак благодарности помещен на луну. За свою пугливость кролики стали воплощением робости, а порой и трусости. В Средние века кроликов и зайцев считали волшебными существами благодаря их плодовитости; считалось, что ношение лапки (той части, которая вступала в контакт с жизнетворной землей) оберегало от зла и приносило удачу, но в то же время заяц мог быть и приспешником ведьмы. Мартовский заяц в западной традиции символизирует безумие.


источник

_____________

Символика Зайца

В египетских иероглифах знак зайца обозначал представление о бытии и символизировал простое существование. В верованиях индейцев-алгонкинов Великий Заяц был образом демиурга. Такой же миф известен у египтян. В Греции лунная богиня Геката ассоциировалась с зайцами. Германским эквивалентом Гекаты была богиня Харек, которая также всегда появлялась в сопровождении зайцев.
В целом заяц считался символом воспроизводства, имеет двойственное толкование, может рассматриваться как абсолютно аморальный или моральный. Евреи воспринимали зайца как «нечистое» животное.

Р. Мавр полагал, чта заяц символизирует похоть и плодородие. Ко временам готического искусства это животное превратилось в аллегорию скорости и усердной службы. Такой смысл обнаруживается на многих готических гробницах, где встречается имеющая подобный смысл эмблема, он вторичен по отношению к основному значению, обозначенному выше.

Женские характеристики неотделимы от общего значения, поэтому неудивительно, что заяц был вторым из 12 эмблем императора Китая, символизируя силу инь в жизни монарха. Китайцы рассматривали зайца как животное, предсказывающее будущее, верили, что он живет на луне.

источник

***
Заяц: лесной трусишка или секс-символ?

Всем знакомый персонаж в мифах, легендах и преданиях решает важные задачи, выступая в нескольких ипостасях. 

Заяц и весна 

Как не вспомнить того длинноухого из европейских сюжетов, который откладывает пасхальное яйцо! Он является обязательным атрибутом саксонской богини весны Эостре и тевтонской Оэстре, символизируя продолжение и обновление жизни, возрождение и воскресение. Изображались же упомянутые небожительницы с заячьими головами. У древних египтян заяц был олицетворением рассвета, начала, открытия, подъема и периодичности. В этом качестве его в качесте эмблемы выбрал себе бог Тот.

Заяц и Луна 

Оэстре и Эостре, с которых мы начали рассказ, были лунными богинями (а упомянутый Тот - лунный бог). Их непременный спутник Заяц в связи с этим получил дополнительное символическое значение - нарождение новой Луны. Характерно, что тевтонская богиня Хольда, так же связанная с Луной, в свите своей тоже имела пушистых короткохвостиков, которые служили при ней... факельщиками. Аналогичные представления имелись у самых разных народов, от кельтских до африканских племен. А вот у русских лунная тема зайца прослеживается гораздо слабее. Впрочем, иногда он все же соотносится с Месяцем, и эти упоминания сопровождаются схожим рефреном: заяц-месяц то «лыки драл», то «травку (листья) рвал». В индийском и буддийском искусстве заяц тоже показывается под неполной луной. Изображение его на Луне с пестиком и ступкой означает процесс составления эликсира бессмертия. Кроме того, образ зверька проникнут идеей полного самопожертвования: как-то раз он предложил себя на обед голодному Будде и сам прыгнул в огонь. Отчаянный поступок! В Китае заяц тоже имеет лунную природу, олицетворяет женскую силу Инь, означает супругу императора, долголетие, является хранителем диких животных. (!) Белый заяц - это божество, красный - удача и успешное царствование.

Заяц и любовь 

В греко-римской традиции наш герой связан с эротикой, иногда и с распущенностью. Он является атрибутом Афродиты и Эроса. Купидон тоже частенько появляется в обществе зайцев. В Англии это печальный символ брошенных невест. По корнуэлльским суевериям, он занимался отмщением бедняжек: в качестве назойливого видения преследовал женихов-изменников и был способен довести их до самоубийства. Подумать только! В скандинавской мифологии зайцы прислуживают богине любви и замужества Фрейе. В христианстве белый заяц у ног Девы Марии означает триумальную победу над похотью. Что же до славян, так здесь зайчишка тоже выполнял не абы какую роль: он являлся мужским эротическим символом. На русских свадьбах в связи с этим упоминался в озорных пожеланиях жениху; белорусы изображали скачущего зайца, а украинцы танцевали танец «заець» со стеблями соломы в зубах наподобие заячьих усов. А после первой брачной ночи к молодым являлась процессия родственников с чучелом зайца и разыгрывалась его «дойка» с характерными шуточками. И в эротических поговорках фигурировал наш косой (про кое-что на заячьем меху), и в частушках.

В песенном фольклоре описывается и такой сюжет:
Заинька, серенький,
Да не ходи по сеням,
Не топай ногою,
Я лягу с тобою. 


***
Заюшка, с кем ты спал да ночевал?
Спал я, спал я, пане мой,
Спал я, спал я, сердце мой,
У Катюхи на руке,
У Марюхи на грудях,
А у Дуньки вдовиной на всем животе. 


У южных славян существовали весенние хороводы с чисто мужским составом участников, которые назывались заячьими. А в общих хороводных играх заинька представал женихом, выбирающим себе невесту, его просили свить венок, поцеловать девушку и т.д. Танцы на вечерках тоже именовались заиньками. О девушке, которой не суждено вступить в законный брак, говорили: «Замуж выйдет, когда зайца в лесу поймает». В сказках тоже немало упоминаний, как заяц то лису обесчестил, то попадью с поповнами соблазнил. Детям порой говорили об их происхождении, что заяц принес да в капусту положил. Народная медицина предлагала средства: от женского бесплодия - заячью кровь; от сифилиса - заячий помет.

Заяц и демоны 

Насчет мартовского зайца объяснять не нужно - всем известно. Заячья лапка и голова служили талисманом против ведьм, но сам он нередко представлялся их слугой или союзником. Считалось, что колдуны, черти, домовой и леший могли принимать заячий облик. Славяне полагали, что ушастый-пушистый дружит с лесными духами и подчиняется лешему, а водяной терпеть не может даже упоминания об этом зверьке. В христианстве заяц означает плодовитость и похоть. Нечистым животным считали зайца евреи, дальневосточные айны верили, что он представляет собой заколдованного человека.

Заяц и героизм

В традиции европейских народов, в частности, у славян, в числе прочего этот лесной житель имеет клеймо труса. Заячий характер - синоним трусости; безбилетный пассажир - заяц, потому что боится быть пойманным. По одному из сказаний, бог вылепил зайцу слишком длинные уши, так что на сердце глины не хватило. Оторвав хвост, он выкроил маленький кусочек, но сердечко получилось таким крохотным, что смелость в него не поместилась. А вот для американских индейцев это был героический образ. Великий Заяц Манабозо - отец и хранитель, творец и трансформирующая сила, изменяющая звериную природу человека. Пушистый зверек, не поражающий размерами и воинственностью, играет здесь роль Героя-Спасителя и Героя Рассвета, Творца, являет собой воплощение Света. Это Великий Маниту - «податель всех вод, властелин ветров и брат снега». Любопытно, что таковым стал символ ушатого, преобразовавшись из другого, более раннего, бывшего образцом смекалки и хитрости, побеждающим тупую жестокую силу (змею или рыбу, пожирающую людей). Вот так по-разному воспринимается в разных концах света один и тот же персонаж. Напоследок - стихи Е.Маркова:
Загнали зайца -
Кидайся в пропасть.
Он стал кусать,
Забыл про робость.
Тигренку чем-то
Он стал подобен:
Страшнее черта и -
несъедобен.

Автор: Валентина Пономарева
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-19028/
© Shkolazhizni.ru

***
Заяц — животное, наделяемое в народных представлениях мужской эротической символикой и демоническими свойствами.

Любовно-брачная мужская символика Зайца проявляется в свадебном обряде и песнях. На свадьбе белорусы изображают скачущего Зайца, а украинцы танцуют танец «заець» со стеблями соломы в зубах наподобие заячьих усов. Как к Зайцу обращаются к жениху в русских свадебных величаниях. В русских хороводах Заяц — жених, выбирающий себе невесту. Мотив женитьбы Зайца на кунице или сове встречается в белорусских и украинских шуточных песнях и сказках; образ Зайца фигурирует в белорусских и польских песнях с любовно-брачной тематикой.

Эротическая и фаллическая символика Зайца представлена в сербских анекдотах. В русском песенном фольклоре встречается мотив совокупления Зайца с девушкой. У восточных славян известны сказки о Зайце, обесчестившем лису или волчицу. Ср. также загадку о снеге на озимом хлебе: «Заюшка беленький! Полежи на мне; хоть тебе трудно, да мне хорошо». На Украине к молодым после брачной ночи приходят с чучелом Зайца и «доят» его, как корову, что сопровождается эротическими шутками. Символику коитуса передают фольклорные мотивы заламывания зайцем капусты (у восточных славян), заячьего укуса и охоты на Зайца (у поляков), шуточное моравское выражение «выгонять зайцев из норы» и др.

Заяц олицетворяет плодоносящее начало: детям говорят, что их приносят Заяц (у украинцев, кашубов), кровь Зайца используют от бесплодия, а жиром Зайца роженице смазывают женские органы при трудных родах (у сербов), пометом Зайца кормят кур, чтобы они лучше неслись (у белорусов, болгар). В белорусской сказке пан, чтобы обсеменить поле, покупает у мужика «севчика», которым оказывается Заяц. В Белоруссии и Македонии сон о пойманном Зайце предвещает беременность и рождение сына.

Связь образа Зайца с фаллической символикой подтверждают полесские обрядовые пожелания жениху и невесте: «Дарую зайца, штоб у мароз стаяли яйца» и т.п. Фаллическая символика Зайца представлена в сюжете о заячьем пастухе, в украинском названии песта для выжимания постного масла «заяць», в русской поговорке «Хуёвина на заячьем меху» и т.д. У южных славян та же символика реализуется в способе лечения сифилиса заячьим пометом (в Боснии и Герцеговине).

Заяц связан с нечистой силой. По русским поверьям, леший может нагнать или угнать Зайцев, проиграть их в карты соседнему лешему. Восточнославянский запрет упоминать Зайца на воде во время рыбного промысла объясняется тем, что Заяц находится в подчинении лешего и неподвластен водяному. Украинцы считают, что Заяц создан чертом и служит ему. В болгарской сказке дьявол скачет верхом на Зайце. Черт принимает образ Зайца: перебегает дорогу, заманивает в чащу (в быличках восточных славян), преследует охотника, предлагает поцеловать себя в зад, его не берут пули (у западных славян) и т.д. У сербов для оберега от Зайца - оборотня охотник должен иметь черную собаку без единого светлого пятна. С заячьим хвостом поляки представляют себе черта, русские — ведьму. На Украине и в Белоруссии верят, что в облике Зайца появляются ведьмы и колдуны. В Зайца обращается домовой (у белорусов) и дух, приносящий хозяину деньги (у хорватов). Встреча с Зайцем повсюду считается несчастливой приметой.

Связь с огнем обусловлена прыткостью Зайца (ср. в загадке: «Он и бегат, как огонь»). Словами «заенька», «зай», «зайко» русские называют огонь в разговоре с детьми. Появление Зайца возле жилья является предвестием пожара.

Некоторые признаки Зайца используются в народной метеорологии. Признаки «белый» и «пушистый» актуализируются в рус. «зайцы» — хлопья снега, изморозь, иней в избе; «заяц» — клуб белого пара, выходящего зимой из теплого помещения. Рус. «заинька», «зайка», «зайчик», «зайцы» обозначает белую пену на гребне волн. У южных славян сходные названия обозначают волны, поднимаемые ветром.

Заяц упоминается в связи с луной в восточнославянских детских игровых песнях, заклинках и считалках. Обычно эти образы соотносятся друг с другом метафорически: «Заяц-мисяць, де ты був? / — В лиси» (у украинцев); «Заяц-месяц/ Сорвал травку, / Положил под лавку» (у русских) и т.п. Связь образов Зайца и месяца подтверждается и некоторыми южнославянскими параллелями. Общей для Зайца и месяца (особенно молодого) является их мужская и брачно-эротическая символика. Ср. пример сочетания обоих символов на полесском свадебном каравае: верх его украшен фигурками Зайца, месяца и шишек из теста.

По распространенному поверью, Заяц спит с открытыми глазами. Выражения «спать, как заяц», «заячий сон» у всех славян используются для обозначения чуткого сна. Поэтому беременной нельзя есть и видеть Зайца, чтобы будущий ребенок не спал с открытыми глазами. Заяц может вызывать как сон, так и бессонницу. Кожу Зайца сербы используют против сонливости, украинцы при бессоннице избегают есть зайчатину и вообще не упоминают Зайца, чтобы не потерять сон и чтобы не нападала сонливость. С влиянием Зайца на сон связан и образ Зайца в колыбельных песнях.

Лит.:
Сумцов Н.Ф. Заяц в народной словесности // Этнографическое обозрение. 1891. Кн. 10. №3. С. 69-84;
Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 177-199.


автор статьи А.В.Гура



Наши гости